Авторское право понятие

Основные источники авторского права

Законодательство Российской Федерации на данном современном уровне представлено довольно сложной и целостной системой в виде нормативных актов. Сразу стоит отметить, что из определения понятия авторского права можно выделить субъективный смысл, где говорится о системе, как совокупности нормативных и законодательных актов, которые имеют возможность регулировать отношения, возникшие в процессе создания и дальнейшего использования произведений литературы, науки или искусства.

К основным источникам авторского права на территории Российской Федерации опять же относят следующие позиции:

  • Конституция Российской, которая была подписана и принята в 1993 году. В ее статье под номером 44 говорится о том, что интеллектуальная собственность должна охраняться законом, в выполнении которого каждому произведению: художественному, научному и прочим, будет гарантироваться тщательная охрана.
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации, подписанный в 1994 году, а также все его изменения, подписанные в 2011 году, говорят о том, что имеется некое право любого гражданина на его интеллектуальную собственность. В 70 главе Гражданского Кодекса максимально подробно описывается само понятие авторского права и все вытекающие из этого определения позиции.
  • Самостоятельные правовые нормы, которые также занимаются регулированием и охраной авторских прав. Здесь можно говорить об Уголовной Кодексе Российской Федерации, подписанного в 1996 году. Кроме того, здесь речь идет и об Административном Кодексе Российской Федерации, который был подписан и принят со всеми изменениями в 2001 году.
  • Нормативные акты, которые отражают исполнительную власть. Здесь можно говорить практически обо всех постановлениях Правительства, которые отражают понятие авторского права, а также все его составляющие компоненты.
  • Указ президента Российской Федерации, подписанный в октябре 1993 года «О государственной политике в области охраны авторского прав и смежных прав».

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Для основ авторского права, а также для процессов его охраны важно учитывать такие вещи, как судебная власть. Все спорные и конфликтные ситуации, которые касаются авторских прав, могут быть рассмотрены Верховным Судом Российской Федерации или Арбитражным Судом страны.

Российские источники авторского права

Не так давно Российская Федерация участвовала трех конвенциях, на которых подробно рассматривались процессы охраны и варианты существования авторского права. Во-первых, это Всемирная конвенция об авторском праве, которая прошла в 1973 году. Во-вторых, это Всемирная конвенция об авторском праве, которая прошла в 1995 году. В-третьих, это Бернская конвенция об авторском праве и об охране художественных и литературных произведений. Конвенция прошла в марте 1995 года.

Замечание 2

Стоит сказать и о том, что Россия активно участвует в Соглашении о сотрудничестве в области охраны смежных и авторских прав стран СНГ, которое было подписано и принято в сентябре 1993 года.

Конечно, это не полный список, который отражает регулирование авторских прав с различных сторон. В соответствии с ростом современных авторских произвдений, создаются и принимаются на законодательном уровне различного рода акты. Постановления и законы. Все они позволяют регулировать спорные и прочие ситуации, не повредив ли не навредив авторам произведений. Старые законодательные акты и приказы государственной власти постоянно пересматриваются, и при необходимости в них вносятся изменения. Все изменения начинают действовать с момента подписания их президентов России.

Понятие и признаки объектов авторских прав

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства.

Термин «произведение» в ГК РФ не раскрыт, хотя из абз. 1 п. 1 ст. 1228 ГК РФ может быть сделан вывод, что это — результат интеллектуальной (творческой) деятельности. Интеллектуальная (творческая) деятельность — это деятельность человеческого мозга. Мозг, как известно, способен создавать только идеи, идеальные образы, а не предметы материального мира. Следовательно, само произведение — не материальный, а идеальный объект.

Авторские права распространяются только на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Поэтому надо сделать вывод, что авторское право возникает только на произведения, выраженные в объективной форме.

Объективная форма выражения произведения, строго говоря, является частью понятия «произведение»; это и есть само произведение: если какая-то мысль, идея, существует лишь в голове, а объективно не выражена, то произведения еще нет. В этом смысле объективная форма произведения не является материальным объектом.

В отличие от этого материальный носитель, в котором произведение выражено (ст. 1229 ГК РФ), вполне материален.

Интеллектуальные (творческие) результаты являются разнообразными. Многие интеллектуальные (творческие) результаты могут быть получены разными лицами, работающими независимо друг от друга, параллельно.

Если бы такие результаты признавались произведениями, пришлось бы либо признавать авторами всех лиц, получивших такие результаты, либо признавать автором только то лицо, которое первым получило такой результат, для чего необходимо было бы установить систему определения первенства (приоритета) и, очевидно, систему регистрации всех произведений.

Поскольку ни того ни другого в авторском праве нет, следует признать, что авторское право не охраняет те интеллектуальные результаты, которые могут создаваться разными лицами, работающими независимо друг от друга, параллельно.

Охраняемые авторским правом интеллектуальные результаты именуются «оригинальными». Этот термин употребляется как синоним уникальности результата, его принципиальной неповторимости при параллельном творчестве разных лиц. В законах об авторском праве большого числа зарубежных стран указывается, что авторским правом охраняются лишь оригинальные творческие результаты.

В России это обстоятельство широко признается судебно-арбитражной практикой. Требование «оригинальности» к охраняемому авторским правом объекту содержится в п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах», а также в пп. 1 и 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 октября 1999 г. по делу N А56-12784/99 указывается, что «отличительными признаками объекта авторского права являются: новизна, творчество, оригинальность (уникальность, неповторимость) произведения».

Это очень точное указание объекта авторского права.

Произведение, охраняемое авторским правом, должно относиться к сфере науки, литературы или искусства.

Указание на эти сферы не должно пониматься ограничительно. По сути, эта норма устанавливает, что произведение может относиться к любой сфере, где имеет место интеллектуальная деятельность. В частности, несомненно, техническое творчество тоже может приводить к появлению охраняемых произведений. Произведения могут появляться и в сфере «преподавания», упомянутой в ст. 44 Конституции РФ. Интеллектуальные результаты художественно-промышленного конструирования (техническая эстетика, дизайн) пользуются авторско-правовой охраной.

Понятие «искусство» следует понимать широко; оно включает, кроме изобразительных искусств, музыку, танец, хореографию, театр, художественные аудиовизуальные произведения, художественные фотографии и т.п.

Отнесение произведения к сфере науки, литературы или искусства несущественно для решения вопроса о его охраняемости авторским правом. Однако такое отнесение произведения к одной из этих трех сфер в некоторых случаях имеет значение для определения объема предоставляемой охраны. Так, авторское право на литературное произведение обычно включает право на перевод, а авторское право на произведения науки и искусства (в том числе на сборники произведений) права на перевод не знают.

Достоинства произведения — это различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность темы, научная глубина и достоверность, художественное мастерство. Произведения, которые являются антинаучными, слабыми в научном или художественном отношении, конечно, не должны использоваться, но, тем не менее, они охраняются авторским правом.

Назначение произведения — это предполагаемый или фактический метод его использования либо сфера его использования. Назначение произведения определяется автором или иным правообладателем. Метод (сфера) использования произведения иногда влияет на объем прав, возникающих на это произведение.

В ст. 1288 ГК РФ содержится перечень объектов авторского права, включающий 10 конкретных разновидностей произведений. Заканчивается этот перечень указанием на то, что объектами авторского права могут являться и «другие произведения».

Это означает, что приведенный перечень не является закрытым, а любые иные категории произведений (в том числе те, которые могут появляться в будущем) автоматически охраняются авторским правом, если они отвечают общим критериям, предъявляемым к объектам авторского права.

Формой выражения литературных произведений является язык (слова, фразы, их сочетания), а также сочетания букв и отдельных цифр и символов. Математические и химические формулы также относятся к литературным произведениям.

Программы для ЭВМ также включены в число литературных произведений в связи с международными рекомендациями по этому вопросу.

Нотные знаки, изображенные на бумаге и т.п., также включаются в число литературных произведений.

Драматические, литературно-драматические и сценарные произведения могут быть выражены письменно — тогда они охраняются как литературные произведения. Однако основной формой их выражения является сценическое воплощение. В таком виде они публично исполняются или выпускаются в эфир. Они могут воплощаться и в аудиовизуальное произведение.

Словесная или знаковая фиксация хореографического произведения или пантомимы не есть форма выражения этих произведений; такая фиксация приводит к появлению либо нового литературного произведения, либо чисто технического нетворческого объекта. Использование такой фиксации не будет считаться использованием хореографического произведения или пантомимы. Однако видеозапись — возможная форма выражения таких произведений.

Музыкальное произведение (с текстом или без текста) может существовать как в форме литературного произведения, так и в форме звукозаписи или «живого» исполнения.

Произведения изобразительного искусства всегда воспринимаются зрительно. Они могут быть выражены в оригинале и в копиях, в том числе в фотокопиях. Способ исполнения и материал не имеют значения при решении вопроса об отнесении произведения к категории изобразительного искусства. Произведения живописи — это плоскостные или — в основном — плоскостные (двухмерные) произведения; произведения скульптуры — объемные произведения.

Строго говоря, произведения декоративно-прикладного искусства являются разновидностью произведений изобразительного искусства. Они также включают произведения дизайна; последние часто охраняются как промышленные образцы (ст. 1352 ГК РФ), что приводит к двойной охране.

Произведения сценографии (более привычное название — театрально-декорационное искусство) значительно отличаются от произведений декоративно-прикладного искусства.

Отнесение произведений к категории произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства очень важно в связи с наличием особой нормы (подп. 10 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), из которой следует, что формой выражения этих произведений (впрочем, как и произведений дизайна) является в том числе практическое их выражение в материальном объекте (здание, город, парк и т.п.).

Географические, геологические и другие подобные карты пользуются не только охраной по авторскому праву, но и специальной охраной.

Эти две новые категории произведений имеют одну общую особенность: при их создании были использованы другие произведения.

В этом пункте упоминаются, во-первых, производные произведения. Более подробно об этой категории произведений указано в ст. 1260 ГК РФ.

Во-вторых, здесь упомянуты составные произведения. Указывается на то, что творчество при создании составного произведения состоит в подборе (или отборе) отдельных материалов и расположении этих материалов.

Авторские права распространяются «как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме».

Исключение, однако, составляют произведения, выраженные в устной форме. Такие произведения должны быть не просто произнесены или исполнены; эти действия должны быть совершены публично. Иными словами, в этом случае момент выражения произведения в устной форме совпадает с моментом его обнародования. До этого момента устные произведения не охраняются, их вообще не существует.

Если время создания произведения не совпадает со временем его обнародования, бывает трудно определить время его создания.

Обычно точное время создания произведения (выражения его в объективной форме — что одно и то же) не имеет правового значения, поскольку авторское право не знает понятия первенства (приоритета) в создании произведения.

Вместе с тем в отношении авторов — граждан иностранных государств в тех случаях, когда охраняемость их произведения зависит от места и времени первого обнародования произведения, считается, что произведение было создано в месте и в момент первого обнародования, а предшествующее существование произведения в качестве необнародованного не учитывается. Исключение составляют случаи, когда обнародование имело место после смерти автора, а также случаи официального толкования Бернской конвенции.

Под звуко- и видеозаписями в данном пункте имеется в виду форма выражения объектов авторского права, а не объекты смежных прав.

Произведение считается выраженным в объективной форме и получает авторско-правовую охрану независимо от того, может ли произведение восприниматься органами чувств человека (зрение, слух и т.д.) непосредственно, или оно может восприниматься лишь с помощью каких-либо технических средств.

Норма о том, что на произведение, выраженное в объективной форме, «распространяется авторское право», означает, что с этого момента в отношении этого произведения начинают действовать все соответствующие интеллектуальные права (личные неимущественные права, исключительное право и иные права). Это краеугольный камень построения всей системы авторского права.

Следует, однако, учитывать, что исключительное право на обнародованное произведение отличается от исключительного права на необнародованное произведение. Многие случаи свободного использования произведения распространяются только на обнародованные произведения. Срок действия авторского права для обнародованного произведения определяется иначе, чем для необнародованного.

Наконец, при различных спорах (об авторстве, о нарушении авторского права) в отношении обнародованных произведений действует презумпция их копирования, заимствования, присвоения авторства нарушителем, а в отношении необнародованных произведений такая презумпция не действует.

Добавить комментарий