Инклюзивное образование

Содержание

Понятие об инклюзивном образовании – нормативно-правовой и организационный аспект в рамках ФГОС

12345Следующая ⇒

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА»

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И МАТЕМАТИКИ

Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль Безопасность жизнедеятельности

ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА ОБЖ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФГОС

    КУРСОВАЯ РАБОТА  
    Студента V курса ЗФО группы БЖ-51 Тымчук Олега Владимировича  
    Научный руководитель: Миненкова Анастасия Степановна, старший преподаватель каф. АФиБЖ  

Абакан, 2017

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие об инклюзивном образовании – нормативно-правовой и организационный аспект в рамках ФГОС………………………………

1.1. Изменения системы преподавания в основной школе в свете введения ФГОС………………………………………………………

1.2. Инклюзивное образование как один из факторов модернизации системы образования в рамках ФГОС…………………………

ГЛАВА 2. Основы безопасности жизнедеятельности как учебный предмет в свете ФГОС…………………………………………………………

2.1 Цели и задачи курса ОБЖ в теории и практике современной школы…………………………………………………………………

2.2 Возможности курса ОБЖ в реализации инклюзивного образования по ФГОС ООО……………………………………….

Обзор литературы ………………………………………………………………

Объект и методика исследования………………………………………………

Результаты и их обсуждение ……………………………………………………

Выводы……………………………………………………………………………

Библиографический список……………………………………………………

Введение

Основы безопасной жизнедеятельности, как один из многих предметов основной школьной программы, претерпел изменения в связи с внедрением ФГОС ООО. Это касается формирования предметных, межпредметных и личностных достижений, результатов образования, ведения уроков. После введения нового закона об образовании ряд проблем, стоявших перед педагогами и специалистами, несколько углубился. Остается нерешенной главная задача образования – целостность образовательного процесса, где каждая структура вносит свой огромный вклад в адаптацию, реабилитацию и обучение детей любого социального статуса.

Особое место во ФГОС имеет инклюзивное образование.

Особенности организации инклюзивного образования в школе по ФГОС

Это стратегия развития современного образования, состоящая из многих частей, которые во взаимосвязи образуют целостную систему современного качественного и доступного всем образования.

Право каждого ребенка, вне зависимости от национальности, состояния физического и психического здоровья, вероисповедания, обучаться вместе со сверстниками закреплено в положениях Конвенции о правах ребенка (1989) и в Конвенции о правах инвалидов (2006), подписанной Российской Федерацией в 2008 году. В России первые инклюзивные образовательные учреждения появились на рубеже 1980 – 1990 гг. Так, например, в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" .

В области инклюзивного образования в России сделаны огромные существенные шаги, позволяющие говорить о том, что государство стремится дать возможность с интересом познавать мир каждому ребенку, учиться и успешно социализироваться. 29 декабря 2012 года издан новый закон об образовании, регламентирующий, в том числе, и инклюзивное образование. Созданы стажировочные площадки для базы инклюзивного образования, идет переподготовка педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ, адаптируются территории детских садов, школ и высших учебных заведений для комфортного обучения каждого человека.

Образцы педагогической практики в области инклюзивного образования копятся, но не имеют еще четкой структуры, они мало систематизированы, что порождает определенные проблемы для педагогов. Каждый педагог с введением ФГОС ООО и ФГОС ОВЗ становится исследователем, ищущим новые способы реализации основ инклюзивного образования для качественного обучения детей различных категорий. В то же время и общество не успевает быстро перестроиться с классической модели образования на новую, что требует выстраивания качественных психолого-педагогических отношений и формирования социальных условий для нормального развития ребенка с ОВЗ.

Таким образом, темойнашего исследования являетсяинклюзивное образование в основной школе в условиях реализации ФГОС ООО.

Объект исследования: процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в основную школу.

Предмет исследования: возможности курса ОБЖ в условиях реализации ФГОС для включения детей с ОВЗ.

Цель: выявление возможностей курса ОБЖ основного общего образования в условиях реализации инклюзивного образования по ФГОС.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по темам ФГОС ООО и инклюзивного образования;

1. Выявить возможности курса ОБЖ основного общего образования в условиях инклюзии;

2. Охарактеризовать особенности преподавания курса ОБЖ для детей с ОВЗ в рамках ФГОС ООО.

В ходе исследования мы выясним, какие условия для детей с ОВЗ создаются при преподавании предмета «Безопасность жизнедеятельности» в условиях ФГОС ООО.

Понятие об инклюзивном образовании – нормативно-правовой и организационный аспект в рамках ФГОС

12345Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-03-11; просмотров: 215 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:


Образование

Раздел II. Инвалидность и инклюзивное образование

2.1. Что такое «инклюзивная школа», насколько школа может быть инклюзивной в отношении разных учеников

Под инклюзивной школой мы понимаем такую школу, которая признаёт и поддерживает принципы инклюзивного образования, предпринимает меры к тому, чтобы адаптировать процесс обучения к разным особенностям и возможностям детей, а также принимает и включает в процесс обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на равных с другими учениками. Дети с ограниченными возможностями и инвалидностью не должны исключаться из общей системы образования.
Обучение детей в специальных классах и школах, отдельно от своих сверстников, может быть оправдано лишь в особых случаях. Не может быть оправданием для сегрегации детей лишь факт наличия диагноза, или проблем с поведением, или неготовность педагогов и родителей к инклюзивному образованию.
Все дети имеют право на качественное, инклюзивное бесплатное образование по месту своего жительства. Инклюзивное образование предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Не является инклюзивным образованием пребывание детей с особыми образовательными потребностями вместе с детьми без таких потребностей в одном классе без подготовки специальных условий получения образования и совместного анализа участниками образовательного процесса всей ситуации, без адаптирования
классного и школьного пространства и методов преподавания, без подготовки учителя и методической проработки уроков.
Неверные представления об инклюзии:
• представление, что присутствие в школе само по себе достаточно;
• представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать;
• фокусирование не на целях, а на действиях;
• когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребёнка;
• представление, что молчаливое сидение — это нормальная альтернатива участию.
Обучение в специальных классах общей школы не во всех случаях может быть признано инклюзивным образованием.
Инклюзивное образование должно быть признано и принято сначала как совокупность идей (принципов), которые могут быть воплощены на практике в условиях конкретного класса, конкретной школы, конкретного педагогического коллектива. Но объявление школы инклюзивной на основании лишь приверженности принципам инклюзии, без понимания конкретных шагов, которые необходимо воплотить практически для этого, не превратит школу в инклюзивную. Кроме того, без работы с коллективом и существования духа сотрудничества в коллективе школы инклюзивное образование немыслимо и невыполнимо.

Консультация для педагогов «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО»

Школа не может быть инклюзивной, если идею инклюзивного образования поддерживают лишь директор и один-два педагога. Школа может стать инклюзивной, когда весь коллектив (включая административный и вспомогательный персонал) признаёт принципы инклюзивного образования и следует им в своей повседневной работе. Инклюзивное образование не может развиваться без сотрудничества с родителями.
Формула инклюзивной школы (если попытаться её упростить) может быть сведена к следующей идее — чтобы образование было инклюзивным, прежде всего необходимо, чтобы педагоги и сотрудники школы стали инклюзивными. Инклюзивность, как индивидуальное качество, включает несколько составляющих:
— открытость ума (способность воспринимать новые идеи и
отказываться от старых идей и методов, которые перестали быть эффективными, не достигают поставленных целей); восприимчивость к творческому элементу в педагогике, интерес к новым знаниям и практикам, готовность учиться в течение всей жизни;
— эмпатия (способность понимать другого человека);
— владение разнообразными методами преподавания, обладание методической гибкостью, знаниями о разнообразных особенностях обучающихся и навыками (опытом) работы с ними;
— принятие разнообразия учеников в школе.
Качество инклюзии нарабатывается с опытом. На него оказывает влияние — и опыт учителя, и индивидуальные особенности учеников.
Соответственно, качество работы педагога в инклюзивном классе нельзя оценивать исключительно по формальным показателям количества «включённых» учеников или успеваемости детей с ОВЗ по стандарту оценки «среднего ученика».
Инклюзивная школа должна быть ориентирована на психологический комфорт не только детей (разных и с разными образовательными потребностями), но и учителей. Учитель инклюзивной школы не должен оставаться без поддержки в развитии этой новой и сложной практики1.
«По своей сути инклюзивное образование представляет собой набор ценностей, принципов и методов, направленный на обеспечение целевого, эффективного и качественного образования для всех учащихся, в рамках которого учитывается разнообразие условий обучения и образовательных потребностей не только детей-инвалидов, но и всех учащихся. Эта цель может быть достигнута с помощью различных организационных средств, учитывающих многообразие детей. Инклюзивное образование может варьироваться от помещения всех учащихся-инвалидов в один обычный класс на весь день до обучения их в обычном классе с разной степенью инклюзивности, включая определенную долю специального образования. Важно осознавать, что инклюзивное образование не следует понимать или применять просто как средство интеграции детей-инвалидов в общеобразовательную систему независимо от их проблем и потребностей»2.

1 Обычный учитель «необычного класса». Самара, 2015.

2 Комитет ООН по правам ребенка. Замечание общего порядка № 9 (2006). Права детей-инвалидов. CRC/C/GC/9, пар. 67.

Понятие об инклюзивном образовании – нормативно-правовой и организационный аспект в рамках ФГОС

12345Следующая ⇒

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.

Инклюзивное образование в школе по ФГОС

Н.Ф. КАТАНОВА»

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И МАТЕМАТИКИ

Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль Безопасность жизнедеятельности

ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА ОБЖ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФГОС

    КУРСОВАЯ РАБОТА  
    Студента V курса ЗФО группы БЖ-51 Тымчук Олега Владимировича  
    Научный руководитель: Миненкова Анастасия Степановна, старший преподаватель каф. АФиБЖ  

Абакан, 2017

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие об инклюзивном образовании – нормативно-правовой и организационный аспект в рамках ФГОС………………………………

1.1. Изменения системы преподавания в основной школе в свете введения ФГОС………………………………………………………

1.2. Инклюзивное образование как один из факторов модернизации системы образования в рамках ФГОС…………………………

ГЛАВА 2. Основы безопасности жизнедеятельности как учебный предмет в свете ФГОС…………………………………………………………

2.1 Цели и задачи курса ОБЖ в теории и практике современной школы…………………………………………………………………

2.2 Возможности курса ОБЖ в реализации инклюзивного образования по ФГОС ООО……………………………………….

Обзор литературы ………………………………………………………………

Объект и методика исследования………………………………………………

Результаты и их обсуждение ……………………………………………………

Выводы……………………………………………………………………………

Библиографический список……………………………………………………

Введение

Основы безопасной жизнедеятельности, как один из многих предметов основной школьной программы, претерпел изменения в связи с внедрением ФГОС ООО. Это касается формирования предметных, межпредметных и личностных достижений, результатов образования, ведения уроков. После введения нового закона об образовании ряд проблем, стоявших перед педагогами и специалистами, несколько углубился. Остается нерешенной главная задача образования – целостность образовательного процесса, где каждая структура вносит свой огромный вклад в адаптацию, реабилитацию и обучение детей любого социального статуса.

Особое место во ФГОС имеет инклюзивное образование. Это стратегия развития современного образования, состоящая из многих частей, которые во взаимосвязи образуют целостную систему современного качественного и доступного всем образования.

Право каждого ребенка, вне зависимости от национальности, состояния физического и психического здоровья, вероисповедания, обучаться вместе со сверстниками закреплено в положениях Конвенции о правах ребенка (1989) и в Конвенции о правах инвалидов (2006), подписанной Российской Федерацией в 2008 году. В России первые инклюзивные образовательные учреждения появились на рубеже 1980 – 1990 гг. Так, например, в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" .

В области инклюзивного образования в России сделаны огромные существенные шаги, позволяющие говорить о том, что государство стремится дать возможность с интересом познавать мир каждому ребенку, учиться и успешно социализироваться. 29 декабря 2012 года издан новый закон об образовании, регламентирующий, в том числе, и инклюзивное образование. Созданы стажировочные площадки для базы инклюзивного образования, идет переподготовка педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ, адаптируются территории детских садов, школ и высших учебных заведений для комфортного обучения каждого человека.

Образцы педагогической практики в области инклюзивного образования копятся, но не имеют еще четкой структуры, они мало систематизированы, что порождает определенные проблемы для педагогов. Каждый педагог с введением ФГОС ООО и ФГОС ОВЗ становится исследователем, ищущим новые способы реализации основ инклюзивного образования для качественного обучения детей различных категорий. В то же время и общество не успевает быстро перестроиться с классической модели образования на новую, что требует выстраивания качественных психолого-педагогических отношений и формирования социальных условий для нормального развития ребенка с ОВЗ.

Таким образом, темойнашего исследования являетсяинклюзивное образование в основной школе в условиях реализации ФГОС ООО.

Объект исследования: процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в основную школу.

Предмет исследования: возможности курса ОБЖ в условиях реализации ФГОС для включения детей с ОВЗ.

Цель: выявление возможностей курса ОБЖ основного общего образования в условиях реализации инклюзивного образования по ФГОС.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по темам ФГОС ООО и инклюзивного образования;

1. Выявить возможности курса ОБЖ основного общего образования в условиях инклюзии;

2. Охарактеризовать особенности преподавания курса ОБЖ для детей с ОВЗ в рамках ФГОС ООО.

В ходе исследования мы выясним, какие условия для детей с ОВЗ создаются при преподавании предмета «Безопасность жизнедеятельности» в условиях ФГОС ООО.

Понятие об инклюзивном образовании – нормативно-правовой и организационный аспект в рамках ФГОС

12345Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-03-11; просмотров: 215 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:


Образование

Инклюзивная — это какая? Что значит инклюзивная школа или инклюзивный театр?

8 июля 2017

Долгое время в отечественной системе образования детей делили на обычных и с ограниченными возможностями. Поэтому вторая группа не могла до конца интегрироваться в общество. Не потому, что сами дети не были готовы к социуму, напротив, это он не был подготовлен к ним. Сейчас, когда все стремятся максимально включить людей с ограниченными возможностями в жизнь общества, все больше разговоров о новой системе. Это инклюзивное образование, о котором речь пойдет в статье.

Что это значит?

Чаще всего непривычный пока для нас термин используется в педагогике. Инклюзивная — это стратегия образования, которая включает как детей с особыми потребностями, так и обычных. Такой подход позволяет каждому, независимо от его социального статуса, умственных способностей и физических возможностей, обучаться вместе со всеми. Что же все-таки подразумевается под инклюзией?

Во-первых, введение в образовательный процесс всех детей с помощью программы, которая создается индивидуально для каждого ребенка.

Во-вторых, создание условий для обучения и удовлетворения индивидуальных потребностей личности.

Инклюзия в дошкольном учреждении

Новый подход в образовании начинается с самой первой его ступени: детского сада. Для того чтобы обеспечить детям равные возможности, помещение и оборудование дошкольного учреждения должно отвечать определенным требованиям. И не нужно забывать о том, что педагогические кадры должны иметь соответствующую квалификацию для работы с детьми. Также обязательно наличие в штате следующих сотрудников:

  • логопед;
  • дефектолог;
  • психолог.

Инклюзивный детский сад — это возможность с самого раннего возраста воспитывать в детях уважительное отношение ко всем сверстникам, независимо от их возможностей. В данный период времени существуют следующие виды инклюзии в дошкольном образовании:

  • ДОУ компенсирующего вида. Его посещают дети с определенными формами дизонтогенеза. Обучение организовано с учетом их потребностей.
  • ДОУ комбинированного вида, где вместе с детьми, не имеющими ограничений, воспитываются также дети с другими потребностями. В таком учреждении создается предметно-развивающая среда, которая учитывает индивидуальные возможности всех детей.
  • ДОУ, на базе которых создаются дополнительные службы. Например, службы ранней помощи или консультативные центры.
  • Массовые ДОУ, имеющие группу кратковременного пребывания "Особый ребенок".

Но не только в детских садах вводят инклюзию, она затрагивает все уровни образования.

Видео по теме

Школьная инклюзия

Теперь речь пойдет о среднем образовании. Инклюзивная школа предполагает следование таким же принципам, что и ДОУ. Это создание подходящих условий и построение процесса обучения с учетом индивидуальных возможностей школьника. Очень важно, чтобы особые ученики участвовали во всех аспектах школьной жизни, как и остальные учащиеся.

Учителя должны быть компетентны в инклюзивных вопросах, должны понимать потребности всех детей, обеспечивая доступность образовательного процесса. В школьный процесс должны вовлекаться и другие специалисты (логопед, дефектолог, психолог).

Также педагог должен активно взаимодействовать с семьей особого ученика. Одной из первостепенных задач учителя является воспитание у всего класса толерантного отношения к детям, чьи возможности могут отличаться от общепринятых.

В театре

Оказывается, область инклюзивная — это удел не только педагогов, но и людей других профессий. Например, театральных. Так бы создан инклюзивный театр.

В нем играют не простые актеры, а люди с различными формами дизонтогенеза (проблемами со слухом, зрением, ДЦП и т.д.). Работают с ними профессиональные театральные педагоги. Зрители могут наблюдать, как актеры выступают в известных пьесах, как стараются им понравиться. Примечательно, что их эмоции отличаются настоящей искренностью, которая свойственна детям.

Основатели подобных театров не просто помогают таким людям найти себя в обществе, но и доказывают, что они обладают большими возможностями. Конечно, ставить "особые" спектакли — это непросто, но те эмоции и чувства, которые получают все участники театрального действа, прибавляют им уверенности.

Проблемы инклюзии

Несмотря на то что принципы инклюзивные — это правильные и необходимые в современном обществе, внедрение в жизнь подобной программы дело непростое. И тому есть несколько причин:

  • непригодная инфраструктура детских садов и школ, построенных в то время, когда такой подход не практиковался;
  • детей с особыми возможностями могут считать необучаемыми;
  • недостаточная квалификация педагогических кадров для работы с такими детьми;
  • не все родители готовы ввести ребенка в обычный социум.

Инклюзивный подход — это возможность создать нужные условия для всех членов общества, независимо от их умственных и физических особенностей. Но для того, чтобы полностью реализовать все возможности инновационного подхода, нужно создать необходимые условия для его успешной реализации. Россия сейчас находится только в начале инклюзивного пути, поэтому требуется подготовить не только материальную, но и учебную базу для осуществления данного образовательного процесса.

Здоровье
Синусовый ритм — что это такое? Что значит синусовый ритм сердца?

Некоторые люди выступают за то, чтобы врачи выдавали им полную информацию об их здоровье. Но если подумать, это не такая уж и прекрасная идея. Все эти медицинские термины могут напугать дилетанта. Например, что значит…

Компьютеры
Чикиниться — это модно? Что значит "зачекиниться"?

С появлением и повальной популяризацией смартфонов, напичканных всевозможными приложениями, наш лексикон буквально переполнился сленговыми выражениями. Старшему поколению сложно понять молодёжь, особенно если использу…

Новости и общество
Непосредственная — это какая? Что такое непосредственность

Довольно часто в жизни мы слышим слова: «Ах, какая же она милая и непосредственная!». Давайте разбираться, что же люди подразумевают под этим понятием.Начнем с примера из жизниМужчины зачас…

Образование
«Фатально» — это как? Что означает наречие?

Понятие об инклюзивном образовании – нормативно-правовой и организационный аспект в рамках ФГОС

«Фатально» — это как? Часто приходится слышать это слово в разных контекстах, поэтому не всегда ясно его значение. Сегодня мы проясним смысл наречия и некоторых словосочетаний с ним.«Фатум&ra…

Образование
Общественная наука — это какая? Что изучают общественные науки. Система общественных наук

Наука, как одна из форм познания и объяснения мира, постоянно развивается: число её отраслей и направлений неуклонно растёт. Особенно ярко демонстрирует эту тенденцию развитие общественных наук, которые открывают все …

Образование
Сочинение на тему: «Что значит быть счастливым, или Что такое счастье»

Счастье не имеет четкого определения, так как оно для каждого человека имеет свое собственное значение. Чтобы понять, что может означать это слово, нужно попытаться проанализировать его в разных аспектах, например, от…

Образование
Фигуральный — это какой? Что такое фигуральные выражения и как их применять?

Фигуральный – это значит образный. Риторический, иносказательный, выразительный. Можно подобрать бесчисленное количество синонимов. К сожалению, в наше время “фигуральный” – это не более чем вв…

Образование
Бескорыстно — это как? Что скрывается за этим простым, на первый взгляд, словом?

Бескорыстно — это как? Мы так часто употребляем это слово в своём лексиконе, однако многие даже не знают того определения, которое скрывается за этим простым и привычным для всех нас термином.

Самосовершенствование
Привязанность — это… Как формируется психологическая привязанность? Привязанность или любовь?

Люди не могут жить без чувства сопричастности к жизни другого человека. Нам всем необходимо ощущать себя любимыми, нужными. Все хотят, чтобы о них заботились, проявляли искреннее внимание. Привязанность – это од…

Образование
Что значит "лалка" — глумление или безобидное слово?

С распространением по свету Всемирной паутины и социальных сетей мы столкнулись и с новым явлением — стихийным появлением новых сленговых слов, за которыми так просто не уследить. Российские юзеры здесь совсем не отст…

Поиск Лекций

Инклюзивное и специальное образование.

Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно. Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.2012 года. Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Что говорит закон? Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями.

Особенности инклюзивного образования в системе ФГОС начального общего образования.

Но на деле оказывается совершенно не так, поскольку многие дети имеют особые образовательные потребности. Еще недавно таких ребят обучали отдельно, и они выпадали из общего образовательного процесса. Сегодня же все чаще встречается такое понятие, как инклюзивное образование. В законе об образовании оно описывается как обучающий процесс детей, к которым требуется индивидуальный подход. В основе данного метода лежит идея о том, что таких ребят нельзя дискриминировать. Как следствие, даже школьники с особыми потребностями в образовании могут обучаться в системе общего образования.

Новые веяния Инклюзия сегодня – это развитая, гуманная и эффективная система образования, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения. То есть получается, что образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его здоровья – физического или умственного. Несмотря на то что описано инклюзивное образование в законе об образовании, внедрение этого процесса в нашей стране вызывает массу споров, но еще больше – сложностей.

Цель инклюзивного образования — поддержать образование для всех, уделяя особое внимание снятию препятствий для участия в обучении малоимущих, детей-инвалидов и детей, не посещающих ОУ.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в общеобразовательную систему и обеспечить их равноправие.В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного воспитанника и, следовательно, обучение и воспитание должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

В образовательных учреждениях будущего каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в адаптации к ОУ и усвоению материала. Действительно, наши ОУ должны быть инклюзивными.

Новая общеобразовательная программа должна предполагать создание условий и внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми потребностями.

Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения.

Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты — образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

Коррекционные классы общеобразовательных школ — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение — вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение — комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование — в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Принципы инклюзии.

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонения в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов: Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов. Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы. Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка. Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний. Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса. Особенности законодательства Министерство образования и науки призывает к тому, чтобы все дети имели одинаковое право на обучение. Разработка соответствующего закона об инклюзивном образовании велась при участии как профессионального сообщества, так и представителей детей-инвалидов.

Основной принцип этого закона таков: каждый человек имеет право на образование без дискриминаций. Положения законопроекта указывают на то, что для реализации данного постулата в каждом субъекте РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны создать все условия для получения образования детьми с разным состоянием здоровья. Инклюзивное образование в законе об образовании понимается как обучение детей с ограниченными возможностями, то есть лиц, у которых есть недостатки в развитии. В обязательном порядке любые отклонения должны быть подтверждены соответствующими справками. Сам образовательный процесс может быть организован как отдельно, так и совместно со здоровыми детьми. Под инклюзивным образованием законодательство закрепляет равный доступ к получению знаний для всех обучающихся независимо от того, есть ли у них определенные потребности или индивидуальные возможности. Министерство образования и науки акцентирует внимание на том, что в детских садах и школах образовательный процесс должен вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого требующего внимания ребенка. Специальные условия – это разработка специальных программ и методов обучения, учебников, дидактических материалов, специальных технических средств, которые позволяли бы проводить коррекционные занятия.

Особенности образовательного процесса Получение образования лицами с ограниченными возможностями ведется на основе бесплатных специальных учебников, пособий. За данную социальную поддержку отвечает конкретный субъект РФ. Инклюзивное образование в школе должно вестись специалистами, которые будут оказывать всестороннюю помощь детям: психолого-педагогическую, медицинскую, социальную. Инклюзивность образования и его доступность повышается и благодаря особым правам, которые действуют для таких лиц при поступлении в высшие учебные заведения. Как все организовать на деле? Инклюзивное образование организовать само по себе невозможно в первую очередь потому, что современная школа – это социальный институт, который направлен на обучение детей, способных усвоить стандартную программу. Чтобы организовать инклюзивное образование в школе, важно подготовить саму сложившуюся систему к этому явлению. А для этого нужно пересмотреть психологические и ценностные установки специалистов, уровень их компетентности. В большинстве школ учителя просто не готовы ни профессионально, ни психологически, ни методически к проведению подобной работы. К тому же всегда превалирует страх перед неизвестным, ведь обучать особенных детей очень и очень трудно. Соответственно, для начала нужно подготовить руководителей образовательных учреждений, где будет внедряться инклюзив, а уже потом открывать коррекционные классы.

Варианты образовательного процесса существует несколько возможностей организации учебного процесса для детей с особенностями развития: в первом варианте ребенок участвует в образовательном процессе наряду с остальными сверстниками в те же самые календарные сроки. Чтобы дети с ограниченными возможностями могли усвоить программу, важно предусмотреть для них поддержку педагогов, психологов. При втором варианте развития событий ребенок может обучаться в классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной продуманной программе. Обучение детей с проблемами с теми, у которых есть сходные особенности в развитии. В четвертом варианте предполагается разработка специального стандарта, согласно которому ребенок будет обучаться индивидуально. Начинать нужно с детского сада Федеральный закон модернизирует в первую очередь дошкольное образование. Именно поэтому продумывается инклюзивное образование в ДОУ, где дети могут получать качественные знания без каких-либо барьеров. Сегодня в России дети с ограниченными возможностями — не редкость. Но определенные недостатки физического или психического развития — не повод лишать их возможности обучаться вместе с остальными. Конечно, не все дети, да и не все взрослые готовы к такому совместному обучению, но и воспитатели, и учителя отмечают, что инклюзивное образование направлено на развитие у дошкольников толерантности, терпимости, милосердия, понимания того, что ребята с ограниченными возможностями – обычные, но со своими особенностями. Специально для реализации такой возможности требуется создание определенных методик обучения. А для этого нужно грамотно оценивать возможности и образовательные потребности детей. Специально для этого проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на: своевременное определение числа ребят, которые имеют ограниченные возможности; выявление особых образовательных потребностей у детей, у которых есть проблемы со здоровьем; определение оптимального педагогического маршрута; оказание индивидуально-ориентированной помощи; планирование коррекционных мероприятий, разработку программ; оценку динамики развития детей и степень эффективности проводимой коррекционной работы; консультативную помощь родителям.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

 24 августа в рамках работы XI съезда работников образования Новосибирской области в НИПКиПРО прошел круглый стол «Актуальные проблемы обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области».
    Проблема обучения детей с ОВЗ обсуждается уже не первый год, что стало залогом для успешного внедрения инклюзивного образования в систему российского образования.
   Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы в Саламанской декларации в 1994 году. На конференции в Саламанке (Испания) прозвучала идея «Школы для всех». Один из тезисов декларации: лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, а школы, в свою очередь, должны создать для этого соответствующие условия.
   Инклюзивное образование – понятие новое для российской действительности, но уже наработан определенный опыт в этой области. В рамках модернизации образования этому направлению уделяется большое внимание. С 1 сентября в Новосибирской области стартует трехлетняя программа «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». В течение трех лет массовая школа будет создавать условия для того, чтобы принять в свои стены детей с особыми потребностями.
   В Новосибирской области сегодня существует 31 специальное образовательное учреждение, в которых обучаются 3547 детей с особыми потребностями. Из них больше половины детей – в школах-интернатах. В общеобразовательных школах создано 159 классов коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения. В массовой школе инклюзивно обучают 3621 ребенка с ограниченными возможностями.
   Как отметила Татьяна Леонидовна Чепель, к.п.н., профессор, директор ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», «до сегодняшнего дня это направление было слабо поддержано ресурсами, методической литературой и кадровой политикой, работа велась в основном на энтузиазме. Участие в новой программе даст участникам проекта возможность финансовой поддержки».
  Но принятие новой программы порождает и определенные проблемы. Основная из них – где взять педагогов, владеющих специальными методиками обучения. С такими детьми могут работать и обычные педагоги, но они должны пройти специальную подготовку. Этой подготовкой будет заниматься НИПКиПРО. В рамках  областной программы предстоит обучить 600 педагогов, разработать методические материалы, программы повышения квалификации.
   Специалисты отмечают, что в последние годы наблюдается увеличение числа отказов родителей от права обучения ребенка в специальных школах-интернатах. Это ведет, с одной стороны, к сокращению детского контингента в подобных учреждениях, с другой – к увеличению количества школ общего типа, которые обучают детей с ограниченными возможностями. Такую ситуацию называют «стихийной инклюзией», и в принципе она находится в русле современных тенденций. Как бы то ни было, школам, куда приходят дети с особыми потребностями, необходима информационная, организационная, научно-методическая и кадровая поддержка.
   «Главное преодолеть учительские страхи, – говорит Галина Михайловна Вартапетова, к.п.н., заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО. – Учитель должен понять, что ребенок-инвалид так же обучаем, как и среднестатистический ученик. Просто для этого необходимо владеть специальными методиками».
   Несмотря на проблемы, которые возникают при внедрении инклюзивного образования в массовую школу, этот шаг сегодня необходим, уверены участники и эксперты круглого стола. Инклюзивная школа – это часть инклюзивного общества.

Инклюзивное образование в условиях ФГОС: подготовка педагогов

Включенное образование нужно не только детям с ограниченными возможностями, но и их обычным, здоровым сверстникам. Совместное образование помогает воспитывать в детях человечность, способность понять другого, понять его проблемы, как свои. Это суть инклюзивного образования.

Добавить комментарий