Обучение детей инвалидов в общеобразовательной школе

Законодательство

Содержание

4.3. Обучение в общеобразовательном или специальном образовательном учреждении

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения общего и профессионального образования.
На международном уровне основы образования инвалидов заложены нормами Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. (далее — Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов) (Правило 6 «Образование») и нормами Конвенции о правах инвалидов.
Генеральная Ассамблея ООН призывает особое внимание уделять детям самого юного возраста, являющимся инвалидами, детям-инвалидам дошкольного возраста, а также устанавливает, что в случаях, когда система общего школьного образования все еще не удовлетворяет адекватным образом потребностям всех инвалидов, можно предусмотреть специальное обучение. Оно должно быть направлено на подготовку учащихся к обучению в системе общего школьного образования. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и целям, что и обучение в системе общего образования, и должно быть тесно с ним связано.
Статья 43 Конституции РФ не только гарантирует право на образование любому ребенку независимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию.
Особенности обучения детей-инвалидов заключаются в следующем. С одной стороны, образовательные учреждения должны выполнять специальные условия в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
Какие-либо специальные образовательные стандарту для инвалидов не предусмотрены. Обязательные ддд изучения дисциплины не могут быть иными, чем у других детей. С другой стороны, при обучении инвалидов осуществляется адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов И педагогической коррекции учебного процесса, а также при необходимости образовательными учреждениями проводятся мероприятия по приспособлению помещений к обучению инвалидов.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об образовании» общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Отдавать ребенка в школу можно после достижения им возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже восьми лет. Закон позволяет родителям или иным законным представителям ребенка-инвалида составить заявление о приеме ребенка в школу в более раннем возрасте. По закону родители обязаны обеспечить получение ребенком общего образования. Предельный возраст для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения одинаков для всех детей и составляет 18 лет.
Для приема ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу достаточно подачи заявления одним из родителей, его паспорта, копии свидетельства о рождении ребенка и медицинской карты формы № 286-у. Желательно также предоставить ИПР ребенка, ведь она обязывает предоставить ребенку- инвалиду особые технические средства реабилитации й услуги, необходимые для его эффективного обучедля. Однако предоставление ИПР инвалида для приема ребенка в школу не является обязательным.
В общеобразовательной школе образование ребенка-инвалида может осуществляться по очной, очно- заочной, заочной форме, в форме экстерната, надомного обучения, семейного образования.
Дети-инвалиды могут обучаться в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или в общеобразовательных учреждениях. В частности, считается, что ввиду особых коммуникативных потребностей инвалидов по слуху и зрению целесообразнее обучать в обычных школах, в которых созданы специальные классы или группы для таких детей.
Для детей и подростков с отклонениями в развитии создана система специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Многие дети обучаются в коррекционных классах или группах в общеобразовательном учреждении.
Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 утверждено Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, которое регулирует Деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данному Типовому положению специальные (коррекционные) о6разовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослєпших детей, детей С тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья.
Остановимся немного подробнее на видах коррец. ционных учреждений для детей-инвалидов. В соответствии с письмом Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I- VIII видов» специальные (коррекционные) образовательные учреждения делятся на следующие виды:
1) специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида. Оно создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. Оно осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения — 5-6 лет (в зависимости от учебных предметов) или 6-7 лет (с учетом подготовительного класса); основное общее образование (нормативный срок освоения — 5-6 лет); среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года).
2) специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида. Оно создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухозрительной основе. Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухоречевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.
Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения: одно для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; другое — для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов. Они обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных И ВТОРИЧНЫХ отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционйом учреждении) обучение незрячих и слабовидящих Четей, детей с косоглазием и амблиопией.
Для формирования у воспитанников компенсатор. НЫХ процессов проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию осязательного (III вид) и зрительного восприятия, речи, по социально-бытовой и пространственной ориентировке ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения.
В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением 0,04 и ниже и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.
В первый класс (группу) коррекционного учреждения III вида принимаются дети 6-7 лет, допускается также прием детей старше указанного возраста на 1-2 года.
Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня в коррекционном учреждении III вида — до 8 человек.
Коррекционное учреждение III вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с тремя ступенями общего образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4-5 лет); основное общее образование (нормативный срок освоения — 5-6 лет); среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года). Общий срок обучения составляет 12 лет.
В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих jum часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии, дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения выше 0,4 для продолжения лечения зрения.
Коррекционное учреждение IV вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4 года); основное общее образование (нормативный срок освоения — б лет); среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года).
4) специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида. Оно создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. Имеет в своем составе два отделения, в зависимости от местных условий может иметь и одно отделение. В первое отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой ступени (алалия, дизартрия, Ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием. Во второе отделение принимаются дети с тяжелой рмой заикания при нормальном развитии речи.
В составе отделений могут комплектоваться класCbI (группы) из воспитанников, имеющих однородные дефекты речи, с обязательным учетом уровня их ре. чевого развития.
В случае устранения речевого дефекта воспитаниики коррекционного учреждения с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.
5) специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида. Создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и параларезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
Оно осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4-5 лет); основное общее образование (нормативный срок освоения — 6 лет); среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года).
6) специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида. Создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, У которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения— 3-5 лет),1 основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 лет).
7) специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида. Создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Сроки обучения в коррекционном Учреждении VIII вида могут составлять 9-11 лет.
Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и только при наличии согласия родителей (законных представителей).
Даже при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии ребенок не может быть Направлен на обучение в коррекционной школе без согласия родителей. Родители имеют полное право определить своего ребенка в ближайшую к месту жительства общеобразовательную школу. Органы управления образования обязаны обеспечить ту форму образования (очную, заочную и др.), на которой настаивают родители.

Возможность получения образования детям-инвалидам в 2018 году

В заключении комиссии не может быть поставлена отметка «не обучаем», комиссия может только дать рекомендации, которые будут способствовать нормальному развитию и обучению ребенка. Ребенок не может быть лишен своего права на образование в той форме, которую считают наиболее приемлемой его родители. Решение (заключение) психолого-медико-педагогической комиссии может быть обжаловано в суде.
Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно.
В целях преодоления ограниченных возможностей здоровья воспитанников в коррекционном учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия. В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии только после первого года обучения В коррекционном учреждении. Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комплектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявления таких воспитанников в ходе психологоиедико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.
Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения. Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения, медицинское обеспечение осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического.
По итогам обучения выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

Поддержка инвалидов и семей с детьми-инвалидами — одно из приоритетных направлений работы Правительства Москвы. На создание комфортной городской среды для людей с ограниченными возможностями здоровья в этом году выделили 1,2 миллиарда рублей.

Дом и квартира

Не так давно маломобильным москвичам было трудно не только добраться куда-либо, но даже выйти из собственной квартиры. Сегодня в жилых домах появляются подъемные платформы, позволяющие беспрепятственно заходить в подъезд и выходить из него. За прошедшие годы установлено более трех тысяч подобных устройств. Сейчас это оборудование ждут в 592 домах. В ближайшие несколько лет вопрос должны решить: в 2018-м и 2019-м планируется устанавливать в год не менее 275 платформ в подъездах, где живут инвалиды.

Изменения происходят и в квартирах. Чтобы маломобильные граждане могли перемещаться в них самостоятельно, здесь монтируют специальные потолочные подъемные системы. Сейчас установлено около 1,1 тысячи таких систем, 107 из них появились в этом году.

Городская инфраструктура

Более доступными для инвалидов стали объекты городской инфраструктуры. Сегодня для нужд маломобильных граждан приспособлено уже 85 процентов всех социально значимых объектов.

Особое внимание уделяется созданию комфортной среды в учреждениях системы образования. В столице проживают более 1,1 миллиона человек с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 39,5 тысячи детей. Поэтому в новых школах и детских садах появляются пандусы и лифты, что позволяет посещать эти образовательные учреждения маломобильным детям.

Транспорт

Сегодня город закупает только низкопольные виды наземного пассажирского транспорта. Это делает его доступным для маломобильных граждан.

Обучение детей-инвалидов

Количество автобусов такого типа составляет свыше 90 процентов, троллейбусов — более 70 процентов, трамваев — 33 процента.

Более комфортным стал и метрополитен. На лестничных спусках устанавливают пандусы, в вагонах появляются места для инвалидов в колясках, а во многих поездах о закрытии дверей предупреждает световая сигнализация или световая и тональная сигнализация. Кроме того, в метро маломобильным горожанам помогают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров. 

Увеличение размеров соцвыплат

Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено большое количество мер социальной поддержки.

Например, ежемесячная выплата по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет составила 12 тысяч рублей (в 2017 году — шесть тысяч рублей). Такая же сумма выплачивается на ребенка в возрасте до 18 лет, проживающего в семье, в которой оба или единственный родитель не работают и являются инвалидами I или II группы.

Льготы для семей, где есть дети-инвалиды

Родителей детей-инвалидов освобождают от оплаты за содержание в государственных дошкольных образовательных учреждениях. За счет средств городского бюджета инвалиды, учащиеся первых — одиннадцатых классов, могут получать двухразовое горячее питание.

Сегодня ребенок-инвалид и его родители могут выбрать любую школу, в том числе ту, которая расположена рядом с домом. «Для того чтобы им там создали специальные образовательные условия, если они в них нуждаются, дети идут на центральную психолого-медико-педагогическую комиссию, которая дает им заключение об этих специальных образовательных условиях, и любая школа города обязана создать эти условия», — рассказала Юлия Камал, председатель Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства.

По ее словам, в городе работают восемь комплексных реабилитационно-образовательных центров, которые подведомственны Департаменту труда и социальной защиты населения. В этих учреждениях дети одновременно и учатся, и проходят реабилитацию. «Это дети с различными заболеваниями, в том числе имеющие опорно-двигательные нарушения, интеллектуальные, дети с расстройством аутического спектра и дети с серьезными сколиозами», — уточнила Юлия Камал.

В городе есть для детей с расстройством аутического спектра проект «Ресурсные классы». «Это не отдельные классы, в которых собирают таких детей. Дети учатся в обычных регулярных классах, а ресурсные классы — это зона сенсорной разгрузки, зона, где дети могут индивидуально позаниматься. Это спецпроект для детей, у которых есть аутизм», — отметила она.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право бесплатно учиться в школах искусств, а также посещать музеи, выставочные залы, зоопарки, находящиеся в ведении Правительства Москвы.

До 23 лет детям-инвалидам и инвалидам с детства доступны занятия спортом, причем они совершенно бесплатные. Это возможно в учреждениях, которые входят в городскую государственную систему физической культуры и спорта, а также в некоторых коммерческих организаций.

Городской социальный пакет включает также ряд транспортных льгот. Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, их родители (опекуны, попечители), а также один из родителей инвалида с детства в возрасте до 23 лет имеют право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта. Исключение — такси. Воспользоваться правом бесплатного проезда также могут люди, сопровождающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В медицинской сфере город предлагает помощь по нескольким направлениям. Например, по заключению врачей дети-инвалиды до трех лет бесплатно получают продукты детского питания. В их числе молоко, кефир, творог, фруктовые соки и пюре, а также молочные смеси.

Помимо этого, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на бесплатное зубопротезирование, кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики. Детей-инвалидов с сахарным диабетом первого типа Департамент здравоохранения обеспечивает дозаторами инсулина (помпами).

За счет бюджета города дети-инвалиды (от четырех до 18 лет включительно) могут бесплатно получить услуги по выездной реабилитации в здравницах Черноморского побережья. В поездке каждого ребенка сопровождает его законный представитель.

Законодательство

4.3. Обучение в общеобразовательном или специальном образовательном учреждении

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения общего и профессионального образования.
На международном уровне основы образования инвалидов заложены нормами Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. (далее — Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов) (Правило 6 «Образование») и нормами Конвенции о правах инвалидов.
Генеральная Ассамблея ООН призывает особое внимание уделять детям самого юного возраста, являющимся инвалидами, детям-инвалидам дошкольного возраста, а также устанавливает, что в случаях, когда система общего школьного образования все еще не удовлетворяет адекватным образом потребностям всех инвалидов, можно предусмотреть специальное обучение. Оно должно быть направлено на подготовку учащихся к обучению в системе общего школьного образования. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и целям, что и обучение в системе общего образования, и должно быть тесно с ним связано.
Статья 43 Конституции РФ не только гарантирует право на образование любому ребенку независимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию.
Особенности обучения детей-инвалидов заключаются в следующем. С одной стороны, образовательные учреждения должны выполнять специальные условия в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
Какие-либо специальные образовательные стандарту для инвалидов не предусмотрены. Обязательные ддд изучения дисциплины не могут быть иными, чем у других детей. С другой стороны, при обучении инвалидов осуществляется адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов И педагогической коррекции учебного процесса, а также при необходимости образовательными учреждениями проводятся мероприятия по приспособлению помещений к обучению инвалидов.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об образовании» общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Отдавать ребенка в школу можно после достижения им возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже восьми лет. Закон позволяет родителям или иным законным представителям ребенка-инвалида составить заявление о приеме ребенка в школу в более раннем возрасте. По закону родители обязаны обеспечить получение ребенком общего образования. Предельный возраст для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения одинаков для всех детей и составляет 18 лет.
Для приема ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу достаточно подачи заявления одним из родителей, его паспорта, копии свидетельства о рождении ребенка и медицинской карты формы № 286-у. Желательно также предоставить ИПР ребенка, ведь она обязывает предоставить ребенку- инвалиду особые технические средства реабилитации й услуги, необходимые для его эффективного обучедля. Однако предоставление ИПР инвалида для приема ребенка в школу не является обязательным.
В общеобразовательной школе образование ребенка-инвалида может осуществляться по очной, очно- заочной, заочной форме, в форме экстерната, надомного обучения, семейного образования.
Дети-инвалиды могут обучаться в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или в общеобразовательных учреждениях. В частности, считается, что ввиду особых коммуникативных потребностей инвалидов по слуху и зрению целесообразнее обучать в обычных школах, в которых созданы специальные классы или группы для таких детей.
Для детей и подростков с отклонениями в развитии создана система специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Многие дети обучаются в коррекционных классах или группах в общеобразовательном учреждении.
Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 утверждено Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, которое регулирует Деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данному Типовому положению специальные (коррекционные) о6разовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослєпших детей, детей С тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья.
Остановимся немного подробнее на видах коррец. ционных учреждений для детей-инвалидов. В соответствии с письмом Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I- VIII видов» специальные (коррекционные) образовательные учреждения делятся на следующие виды:
1) специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида. Оно создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. Оно осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения — 5-6 лет (в зависимости от учебных предметов) или 6-7 лет (с учетом подготовительного класса); основное общее образование (нормативный срок освоения — 5-6 лет); среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года).
2) специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида. Оно создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухозрительной основе. Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухоречевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.
Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения: одно для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; другое — для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов.

Памятка для родителей детей-инвалидов «Право на образование»

Они обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных И ВТОРИЧНЫХ отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционйом учреждении) обучение незрячих и слабовидящих Четей, детей с косоглазием и амблиопией.
Для формирования у воспитанников компенсатор. НЫХ процессов проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию осязательного (III вид) и зрительного восприятия, речи, по социально-бытовой и пространственной ориентировке ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения.
В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением 0,04 и ниже и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.
В первый класс (группу) коррекционного учреждения III вида принимаются дети 6-7 лет, допускается также прием детей старше указанного возраста на 1-2 года.
Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня в коррекционном учреждении III вида — до 8 человек.
Коррекционное учреждение III вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с тремя ступенями общего образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4-5 лет); основное общее образование (нормативный срок освоения — 5-6 лет); среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года). Общий срок обучения составляет 12 лет.
В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих jum часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии, дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения выше 0,4 для продолжения лечения зрения.
Коррекционное учреждение IV вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4 года); основное общее образование (нормативный срок освоения — б лет); среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года).
4) специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида. Оно создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. Имеет в своем составе два отделения, в зависимости от местных условий может иметь и одно отделение. В первое отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой ступени (алалия, дизартрия, Ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием. Во второе отделение принимаются дети с тяжелой рмой заикания при нормальном развитии речи.
В составе отделений могут комплектоваться класCbI (группы) из воспитанников, имеющих однородные дефекты речи, с обязательным учетом уровня их ре. чевого развития.
В случае устранения речевого дефекта воспитаниики коррекционного учреждения с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.
5) специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида. Создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и параларезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
Оно осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения — 4-5 лет); основное общее образование (нормативный срок освоения — 6 лет); среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года).
6) специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида. Создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, У которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.
Осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения— 3-5 лет),1 основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 лет).
7) специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида. Создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Сроки обучения в коррекционном Учреждении VIII вида могут составлять 9-11 лет.
Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и только при наличии согласия родителей (законных представителей).
Даже при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии ребенок не может быть Направлен на обучение в коррекционной школе без согласия родителей. Родители имеют полное право определить своего ребенка в ближайшую к месту жительства общеобразовательную школу. Органы управления образования обязаны обеспечить ту форму образования (очную, заочную и др.), на которой настаивают родители. В заключении комиссии не может быть поставлена отметка «не обучаем», комиссия может только дать рекомендации, которые будут способствовать нормальному развитию и обучению ребенка. Ребенок не может быть лишен своего права на образование в той форме, которую считают наиболее приемлемой его родители. Решение (заключение) психолого-медико-педагогической комиссии может быть обжаловано в суде.
Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно.
В целях преодоления ограниченных возможностей здоровья воспитанников в коррекционном учреждении проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия. В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии только после первого года обучения В коррекционном учреждении. Специальные классы (группы) коррекционного учреждения комплектуются из воспитанников со сложными дефектами по мере выявления таких воспитанников в ходе психологоиедико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.
Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения. Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения, медицинское обеспечение осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией коррекционного учреждения отвечают за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий и контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического.
По итогам обучения выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

Дети инвалиды в общеобразовательной школе

Индивидуальный маршрут социально-медико-педагогического сопровождения

Ф.И. воспитанника__________________________________________________ Дата рождения_______________Класс____ Учебный год_____

Диагноз: 1) медицинский____________________________________________________

2) по заключению ЦПМПК___________________________________________

Классификация по М.С.Певзнер______________________________________________________________________________________________

Статус_____________________________________________________________________________________________________________________

Цель: создание адаптивной среды, условий, обеспечивающих оптимизацию учебно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья

Содержание работы

Формы и методы проведения

Сроки проведения

Ответственные

Организационные мероприятия

Формирование базы данных детей-инвалидов школы-интерната

сентябрь

Шатёркина А.Н.-соц. педагог

Изучение личных дел, протоколов ПМПК, медицинских карт

в течение года

Шатёркина А.Н.-соц. педагог

Организация обучения детей-инвалидов в школе-интернате согласно их возможностям

сентябрь

Администрация школы

Предоставление характеристики, заключений на ребёнка-инвалида для освидетельствования инвалидности

по необходимости

Кл. руководитель, психолог

Лечебно-профилактическая работа ( отв. медицинские работники)

Организация медицинского обслуживания: оказание медицинской помощи, проведение осмотров, вакцинации, стоматологическая помощь

По плану при заболевании

Организация и проведение

коррекционно-развивающей работы

В течение года

Включение детей-инвалидовив группы занятий ЛФК

сентябрь

Направление на прохождение диспанцеризации, лечение

По плану

Социальная поддержка отв. социальный педагог

Отслеживание прохождения санаторного лечения

В течение года

Диагностика особенностей семейного воспитания

В течение года

Консультация родителей

В течение года

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы

В течение года

Профилактическая деятельность

В течение года

Психологическое сопровождение отв. педагог-психолог

Исследование воспитанников с помощью различных психологических методик

В течение года

Индивидуальные беседы

По необходимости

Коррекционно-развивающие занятия

В течение года

Консультация родителей

В течение года

Ведение карт МСПП сопровождения

В течение года

Педагогическая поддержка (отв. педагоги класса)

Ведение «Дневника наблюдения учащегося»

1 раз в четверть

Проведение коррекционно-развивающих занятий по развитию психомоторики

1 раз в неделю

Консультация родителей

По развитию учебных умений и навыков

По необходимости

Профилактическая деятельность

Беседы, тематические классные часы:

В течение года

Проведение уроков с учётом индивидуальных возможностей

В течение года

Воспитательная деятельность (отв. воспитатели класса)

Вовлечение в кружковую деятельность

В течение года

Организация досуга

В течение года

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы

В течение года

Профилактическая деятельность

В течение года

Досуговая деятельность ( отв. педагог организатор)

Выставка творческих работ детей-инвалидов «Мир вокруг нас» в рамках декады инвалидов

декабрь

Привлечение детей-инвалидов в школьные праздники, конкурсы, выставки, спортивные соревнования

В течение года

Лист динамики развития

Медицинские работники

Социальный педагог

Педагог психолог

Учитель

Воспитатель

Организатор

Положительная

Относительно положительная

Скачкообразная

Незначительная

Волнообразная

Отрицательная

Лист динамики развития

Медицинские работники

Социальный педагог

Педагог психолог

Учитель

Воспитатель

Организатор

Положительная

Относительно положительная

Скачкообразная

Незначительная

Волнообразная

Отрицательная

Лист динамики развития

Медицинские работники

Социальный педагог

Педагог психолог

Учитель

Воспитатель

Организатор

Положительная

Относительно положительная

Скачкообразная

Незначительная

Волнообразная

Отрицательная

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

— Психолого – педагогическая характеристика на ребёнка из образовательного учреждения для врача – психиатра
— Сборник "Спортивные занятия" 1-11 кл
— Доклад социального педагога "Организация Совета профилактики в школе"
— Методическая разработка "Советы выпускникам"
— Методическая разработка "Рекомендации выпускникам"
— Статья «Психологическая помощь детям группы риска».
— Статья . Патриотическое воспитание молодежи -требование времени
— ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
— Статья "К вопросу о нравственном воспитании в учреждениях дополнительного образования.
— Статья "ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ИХ РЕШЕНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ."



Информация о предоставлении детям-инвалидам услуг по реабилитации АНО «Марфо-Мариинский Центр для детей с ограниченными возможностями здоровья» на условиях социального заказа в 2018 году

В рамках Государственной программы города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы» Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы закупаются услуги по социальной реабилитации в условиях дневного стационара детей-инвалидов в возрасте от 3-х до 10 лет, вследствие детского церебрального паралича, в АНО «Марфо-Мариинский Центр для детей с ограниченными возможностями здоровья», где ребенок-инвалид при наличии показаний и отсутствии противопоказаний, может пройти курс реабилитации за счет бюджета города Москвы.

Всего в 2018 году будет проведено 29 курсов социальной реабилитации детей-инвалидов в возрасте от 3-х до 10-ти лет, являющихся жителями города Москвы.

Программа курса реабилитации.

Программа курса реабилитации детей-инвалидов вследствие ДЦП реализуется персоналом Исполнителя и включает в себя:

Психолого-педагогическую диагностику ребенка-инвалида включает наблюдение за ребёнком-инвалидом и взаимодействие с ним в основных видах деятельности; опрос родителей, занесение полученных данных в бланк опросника и диагностическую карту, анализ и обработка полученных данных на момент начала и на момент окончания курса социальной реабилитации (не менее 2 консультаций, продолжительность занятия не менее 60 минут).

Социально-средовую диагностику включает первичное и повторное интервьюирование ребенка-инвалида и его родителя, оценку видов деятельности ребёнка-инвалида (не менее 1 консультации, продолжительность занятия не менее 120 минут).

Социально-средовую реабилитацию(не менее 30 занятий, продолжительность занятия не менее 20 минут), включающую:

подбор индивидуальных специальных приспособлений для поддержания собственной активности ребенка-инвалида;

обучение по использованию специальных приспособлений, обеспечивающих самостоятельность ребенка-инвалида;

отработка отдельных навыков, компенсирующих имеющийся физический дефект ребенка-инвалида;

подбор позы для ребенка-инвалида, в которой он сможет выполнять самостоятельные действия.

Социально-бытовую адаптацию (не менее 30 занятий, продолжительность занятия не менее 40 минут), включающую:

отработку навыков соблюдения личной гигиены: умывание, пользование салфетками, соблюдение гигиены после физиологических отправлений;

развитие навыков самостоятельного одевания/раздевания: узнавание своей одежды, выбор одежды по сезону, умение управляться с верхним и нижним бельем, чулочно-носочными изделиями, застегивание крючков, липучек, молний, использование перчаток/варежек;

развитие навыка самостоятельного приёма пищи: захват столового прибора (ложки/вилки), донесение густоватой пищи ко рту, жевание, глотание, захват кружки, проглатывание жидкости.

Индивидуальные занятия с логопедом(не менее 30 занятий, продолжительность занятия не менее 20 минут), включающие:

логопедическую диагностику и постановку логопедического диагноза;

логопедический массаж;

коррекцию нарушений глотания;

артикуляционную гимнастику;

дыхательную гимнастику и голосовые упражнения;

работу над звукопроизношением;

развитие речи на уровне слова, фразы;

логоритмическую гимнастику.

Индивидуальные занятия по коррекции нарушений в познавательной сфере (не менее 30 занятий, продолжительность занятия не менее 20 минут), направлены на развитие представлений об окружающих предметах и формирование умения элементарных действий с ними развития моторных функций и всех видов ориентировки (зрительные, тактильные, кинестетические), а также развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Групповые занятия с по коррекции нарушений в познавательной сфере (не менее 30 занятий, продолжительность занятия не менее 30 минут), направлены на развитие коллективного внимания на каждого члена группы, при этом ребёнок-инвалид получает возможность ощутить свою значимость для других и испытать ответные положительные эмоции, детей не занятиях учат культуре появления эмоций: радостно приветствовать друг друга, улыбаться, смотреть в глаза, обращаться по имени, держаться за руки.

Занятия по невербальной коммуникации (не менее 30 занятий, продолжительность занятия не менее 15 минут), включающие:

обучение альтернативной коммуникации с использованием карточек по методике PECS или эквивалент, а также с использованием других графических символов;

обучение использованию коммуникативных кнопок и речевых тренажеров GO TALK или эквивалент;

обучение альтернативной коммуникации с использованием компьютерных программ.

Занятия игровой деятельностью (сюжетно-ролевые игры) (не менее 30 занятий, продолжительность занятия не менее 40 минут).

Индивидуальные музыкальные занятия (не менее 15 занятий, продолжительность занятия не менее 20 минут),включающие:

Правовое урегулирование и соблюдение права инвалидов на образование

развитие общей и мелкой моторики во время игры на разных музыкальных инструментах;

развитие координации при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;

развитие памяти, благодаря разнообразию музыкального материала.

Групповые музыкальные занятия (не менее 15 занятий, продолжительность занятия не менее 30 минут),включающие:

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе совместной деятельности;

выработку умений двигаться в коллективе, ориентироваться в пространстве;

развитие координации при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Занятия творчеством (творческая деятельность) (не менее 30 занятий, продолжительность занятия не менее 20 минут), включающие:

занятия по изобразительному искусству;

занятия по лепке;

занятия по труду с использованием натуральных природных материалов.

Для прохождения курса реабилитации законному представителю ребенка-инвалида необходимо обратиться в отделение социальной реабилитации инвалидов ТЦСО по месту жительства с нижеследующими документами:

— копия свидетельства о рождении;

— копия паспорта законного представителя, 2, 3 стр. (стр. регистрации по месту жительства);

— копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

— копия индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

— копии выписок из лечебно-профилактического учреждения, в том числе на начало заболевания или травмы, операции, и из амбулаторной карты на последний год наблюдения о наличии показаний и отсутствии противопоказания для проведения курса реабилитации;

— выписка из домовой книги либо единый жилищный документ;

После предоставления в ТЦСО перечисленные документы с сопроводительным письмом передаются в АНО «Марфо-Мариинский Центр для детей с ограниченными возможностями здоровья» расположенный по адресу: город Москва, улица Смирновская, д.3 кор.1. тел. 8(915)008-78-87 для рассмотрения на реабилитационном консилиуме, который проходит заочно на основании представленных документов.

Решение реабилитационного консилиума направляется на согласование в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.

В случае принятия Департаментом положительного решения АНО «Марфо-Мариинский Центр для детей с ограниченными возможностями здоровья» согласовывает с законным представителем ребенка-инвалида конкретную дату прохождения курса реабилитации.

Виды общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья


Виды общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья:

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей и их всестороннего развития. У учащихся формируется умение вступать в общение с окружающими, воспринимать речь окружающих на слухо-зрительной основе и обмениваться информацией. Проводится работа по формированию личности неслышащего ребенка, его учебной деятельности, развитию устной и письменной речи, совершенствованию умения пользоваться языком как средством общения, по развитию познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности с целью полноценного включения обучающегося, воспитанника в жизнь общества. Проводится специальная работа по социально-трудовой адаптации.
Занятия направлены на развитие слухового восприятия, совершенствование навыков произношения с использованием специальных методов и средств обучения (звукоусиливающей аппаратуры), формирование на слуховой основе речи воспитанников, по своему звучанию приближенной к естественной.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида

Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.
С целью уточнения диагноза воспитанник может находиться в коррекционном учреждении VII вида в течение одного года.

Воспитанники, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых логопедических занятиях.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III вида

Коррекционные учреждения III вида обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

Для формирования у воспитанников компенсаторных процессов проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию осязательного и зрительного восприятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения.

В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.
В 1 класс коррекционного учреждения III вида принимаются дети 6-7лет, допускается также прием детей свыше указанного возраста на 1-2 года.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения IV вида

В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса.

Образование детей-инвалидов — по новому стандарту

Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии.
Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с высокой степенью косоглазия и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.

Коррекционная направленность образовательного процесса осуществляется на уроках по общеобразовательным предметам, а также занятиях по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного и осязательного восприятия, речи, по пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, логопедии, по формированию навыков общения. Это способствует приобретению воспитанниками специфических умений и навыков, приемов самоконтроля и самопроверки, осуществляются занятия по элементарной социально-бытовой ориентировке. Восполняются пробелы дошкольного образования, расширяются знания об окружающем мире специфическими для данной категории воспитанников, способствующих их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в среду зрячих.

Обучение воспитанников с нарушениями зрения осуществляется с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения. Используется нестандартный дидактический материал и особые средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности учебной и другой информации.
Для детей 5-7 лет могут быть организованы дошкольные группы или подготовительные классы.

В штаты коррекционных учреждений III-IV видов вводится должность логопеда для воспитанников с нарушениями речи.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида

Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития, и имеет одно либо два отделения.
В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием.

Во 2 отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

В случае устранения речевого дефекта воспитанники на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.

Обучение направлено на коррекцию различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия, дислексия) и обусловленных ими отклонений в психическом развитии воспитанников. У них развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной речи, необходимые для полноценного включения в жизнь общества.

Для воспитанников, имеющих общее недоразвитие речи (I-IIуровень), может быть организован подготовительный класс. Прием детей в подготовительный класс осуществляется с 6-8-летнего возраста, в 1-й класс — с 7-9-летнего возраста.

Коррекция речевых нарушений и связанных с ними особенностей развития воспитанника осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках, внеклассных и других мероприятиях в условиях соблюдения речевого режима и обеспечивает формирование и полноценное развитие речи воспитанников, устранение у них дефектов устной речи, письма, чтения.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида

Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида

Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

Учреждение данного вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования.
Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществляется только в подготовительный, 1 и 2 классы.

Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после получения начального общего образования.
В ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.

Для позднооглохших воспитанников (независимо от возраста) с целью восстановления их устной коммуникации со слышащими организуется специальная индивидуальная помощь по обучению восприятия устной речи на зрительной (чтение с губ), слухо-зрительной и зрительно-вибрационной основе.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида

Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Сроки обучения в коррекционном учреждении VIII вида могут быть девять-одиннадцать лет (с выдачей обучающимся свидетельств установленного образца).
В коррекционном учреждении VIII вида организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования.
Для воспитанников, имеющих специфические речевые нарушения, организуются логопедические занятия.

В коррекционном образовательном учреждении VIII вида могут создаваться и функционировать классы для детей с глубокой умственной отсталостью.

Заместитель министра Е.Е. Чепурных Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997г. N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (с изменениями от 26 декабря 2000г.)

Дошкольные учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья

Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

  • В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование здоровых детей.
  • Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий.
  • В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

В группы компенсирующей и комбинированной направленности направляются следующие категории детей:

— дети с тяжелыми нарушениями речи;
— дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи;
— глухие дети;
— слабослышащие дети;
— слепые дети;
— слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием;
— дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
— дети с задержкой психического развития;
— дети с умственной отсталостью легкой;
— дети с умственной отсталостью умеренной, тяжелой;
— дети с аутизмом только;
— дети со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии);
— дети с иными ограниченными возможностями здоровья.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 66 «Об утверждении Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении».Добавить документ в свой блог или на сайтВаша оценка этого документа будет первой.Ваша оценка:

Похожие:

Разместите кнопку на своём сайте:

Учеба

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *