Одпу

В соответствии с пунктом 2 ст. 13 Федерального закона № 261 «Об энергосбережении…» расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определённых посредством приборов учёта. Установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учёта должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчётов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учёта в эксплуатацию.

I. ОДПУ ГВС

Общедомовые приборы учёта горячего водоснабжения должны быть переданы в эксплуатацию (это означает их документальное оформление в качестве приборов учёта, по показаниям которых осуществляется расчёт размера платы за коммунальные услуги) исполнителям коммунальных услуг (управляющей компании, ТСЖ, иной обслуживающей организации) в течение 30 дней после установки (приёма-передачи).

Расчеты по переданным в эксплуатацию приборам учёта горячей воды должны осуществляться, начиная с августа.

Так как квитанции (счета–извещения) должны выставляться жителям до 1 числа месяца, следующего за расчётным, то первые показания, снятые 31 августа, появятся в квитанциях за сентябрь. Вместе с показаниями в сентябре жители также получат расчёт ОДН по этим показаниям.

Установка общедомовых приборов учета: обязанность или право ресурсоснабжающих организаций?

В случае, если прибор учёта установлен, принят в эксплуатацию, но при этом были выявлены явные отклонения в его работе или некорректные величины показаний, могут быть применены расчётные способы определения объёмов потребляемого коммунального ресурса исходя из нормативов – до устранения дефектов производителем.

Иными словами, текущие показания общедомового прибора учета горячей воды будут использоваться в расчетах сразу с момента постановки прибора на коммерческий учет.

II. ОДПУ Отопления

Что касается общих приборов учёта тепла, то согласно Постановлению правительства Нижегородской области от 30 августа 2012 года № 591 в 2012-2014 годах на территории региона в отношении расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению оставлен ранее действовавший порядок расчетов исходя из среднемесячных показаний прибора за предыдущий год.

Таким образом, при наличии показаний прибора учёта тепловой энергии за полный год размер платы за отопление в следующем году будет рассчитан исходя из среднемесячных объёмов потребления тепловой энергии за предыдущий год, то есть в течение года жителям будет выставляться 1/12 часть показаний прибора учёта за предыдущий год. По итогам года производится корректировка размера платы по отоплению до фактически отпущенной тепловой энергии.

Иными словами, в отношении отопления показания прибора учитываются по истечении календарного года после постановки на коммерческий учет.

Что это такое ОДПУ?

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

  1. непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
  2. управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  3. управление управляющей организацией.

При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно понятиям, используемым в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354), "исполнитель" — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Учитывая изложенное, если собственники помещений в многоквартирном доме выбрали непосредственный способ управления, исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

Кроме того, согласно пункту «р» пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Таким образом, обязанность по снятию показаний общедомового прибора учета, а также обеспечение доступа к указанной информации лежит на ресурсоснабжающей организации при непосредственном способе управления многоквартирным домом.

В случае неисполнения ресурсоснабжающей организацией своих обязанностей собственники вправе обратиться в органы государственного жилищного надзора на основании статьи 20 Жилищного кодекса.

Одновременно сообщаем, что возможность присутствия собственников помещений в момент снятия показаний общедомового прибора учета действующим законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем, по мнению Минстроя России, в случае обращения собственников по вопросу присутствия при снятии показаний общедомового прибора учета к исполнителю коммунальных услуг, должно быть сделано все возможное для урегулирования данного вопроса.

Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Скачать письмо в PDF

СНП НЖК по Липецкой области

В соответствии с пунктом 2 ст. 13 Федерального закона № 261 «Об энергосбережении…» расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определённых посредством приборов учёта. Установленные в соответствии с требованиями законодательства РФ приборы учёта должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчётов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учёта в эксплуатацию.

I.

Ответ Жилинспекции о начислениях за тепло по ОДПУ в д. 36.: разбираем сомнительные моменты

ОДПУ ГВС

Общедомовые приборы учёта горячего водоснабжения должны быть переданы в эксплуатацию (это означает их документальное оформление в качестве приборов учёта, по показаниям которых осуществляется расчёт размера платы за коммунальные услуги) исполнителям коммунальных услуг (управляющей компании, ТСЖ, иной обслуживающей организации) в течение 30 дней после установки (приёма-передачи).

Расчеты по переданным в эксплуатацию приборам учёта горячей воды должны осуществляться, начиная с августа. Так как квитанции (счета–извещения) должны выставляться жителям до 1 числа месяца, следующего за расчётным, то первые показания, снятые 31 августа, появятся в квитанциях за сентябрь. Вместе с показаниями в сентябре жители также получат расчёт ОДН по этим показаниям.

В случае, если прибор учёта установлен, принят в эксплуатацию, но при этом были выявлены явные отклонения в его работе или некорректные величины показаний, могут быть применены расчётные способы определения объёмов потребляемого коммунального ресурса исходя из нормативов – до устранения дефектов производителем.

Иными словами, текущие показания общедомового прибора учета горячей воды будут использоваться в расчетах сразу с момента постановки прибора на коммерческий учет.

II. ОДПУ Отопления

Что касается общих приборов учёта тепла, то согласно Постановлению правительства Нижегородской области от 30 августа 2012 года № 591 в 2012-2014 годах на территории региона в отношении расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению оставлен ранее действовавший порядок расчетов исходя из среднемесячных показаний прибора за предыдущий год.

Таким образом, при наличии показаний прибора учёта тепловой энергии за полный год размер платы за отопление в следующем году будет рассчитан исходя из среднемесячных объёмов потребления тепловой энергии за предыдущий год, то есть в течение года жителям будет выставляться 1/12 часть показаний прибора учёта за предыдущий год. По итогам года производится корректировка размера платы по отоплению до фактически отпущенной тепловой энергии.

Иными словами, в отношении отопления показания прибора учитываются по истечении календарного года после постановки на коммерческий учет.

Обслуживание общедомовых приборов учета: перечень услуг и порядок оплаты

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (35) за 2014 г

Скачать номер в формате pdf (10234 kБ)

Минстрой России разъясняет порядок компенсации расходов на установку общедомовых приборов учета энергоресурсов

Рубрика: Учет энергоресурсов
Автор:

Минстрой России издал письмо от 09 апреля 2014 г. № 5792-МС/04, в котором разъяснил порядок компенсации расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергоэффективности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах компетенции сообщает.

Пунктом 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» (далее также — Правила), определено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также — Закон об энергосбережении) был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором пункта 38(1) Правил, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

В соответствии с абзацем вторым пункта 38(1) Правил счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении определено, что граждане — собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Разъясняем, что при установке приборов учета без предоставления рассрочки расходы указанных организаций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пуско-наладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку приборов учета.

При установке приборов учета с предоставлением рассрочки расходы организации на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пуско-наладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах за установку приборов учета, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки. Данные расходы в совокупности являются расходами на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В случае предоставления рассрочки указанные расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Ввиду того, что в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, включение организациями, которые осуществляют установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов в тариф не представляется возможным (пункты 14, 46 Основ ценообразования), данные расходы оплачиваются указанным организациям гражданами — собственниками жилых домов, дачных домов или садовых домов, гражданами — собственниками помещений в многоквартирных домах в порядке, установленном частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.

Все статьи рубрики Учет энергоресурсов

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35) , №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52).

Статьи по темам

Энергетика (18) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (21) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (8) ,
Энергоменеджмент (5) ,
Энергоэффективные здания (2) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (135) ,
Теплоснабжение (95) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (47) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (44) ,
Новые технологии (46) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,

От жильцов требуют оплатить установку общедомового прибора учета, это законно? Законодательство и разъяснения

ЖКХ / Управляющие компании и ТСЖ

В нашей многоэтажке необходимо установить общедомовой счетчик, нам разъяснили, что его установка должна осуществляться за счет собственников, так ли это?

Что такое ОДПУ и почему сумма в квитанции каждый месяц разная

– такого рода вопросы нередко поступают от посетителей ЭнергоВОПРОС.ру Публикуем разъяснения и анализ действующего законодательство на этот счет.

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета?

Действующее законодательство Российской Федерации обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых и потребляемых энергитических ресурсов с применением специальных приборов учета.

Порядок установления индивидуальных и общедомовых приборов учета регулируется Федеральным законом«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом на собственников помещений в многоквартирных домах, которые были введены в эксплуатацию на момент вступления в силу данного закона, была возложена обязанность оснащения таких домов коллективными(общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой и эллектрической энергии, а также ввода установленных приборов в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. В случае невыполнения данных требований закона, оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями за счет лица, не исполнившего в установленных срок эти обязанности.

Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

Таким образом, граждане, являщиеся собственниками помещений в многокварирном доме, обязаны оплатить организациям, установившим приборы учета, расходы на установку такого прибора на основании выставляемых счетов. Данные счета выставляются собственникам помещений непосредственно той организацией, которая осуществила установку общедомового прибора учета, с указанием общего размера расходов на установку счетчика и доли расходов на его установку каждого собственника помещений в многоквартирном доме, которая определяется исходя из его доли в праве общей долевой собственности на общее имущество.

Постановлением Правительства РФ«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» введены повышающие коэффициенты для собственников, не установивших общедомовые приборы учета в многоквартирных домах, с 1 января 2017 года будет применяться коэффициент 1,5 к нормативу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *