Основания прекращения выплаты пособия по безработице

Прекращение, приостановление выплаты и снижение размера пособия по безработице

Законодательство предусматривает случаи, когда органы службы занятости выплату пособия по безработице могут прекратить, приостановить или сократить его размер.

Статья 35. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера

Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Предусмотрены следующие основания прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в органах службы занятости:

  1. признание гражданина занятым;
  2. прохождение профессиональной подготовки, повышение квалификации или переподготовка по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  3. длительная (более месяца) неявка безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  4. переезд безработного в другую местность;
  5. попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем;
  6. осуждение получателя пособия по безработице к наказанию в виде лишения свободы;
  7. назначение пенсии;
  8. отказ от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
  9. смерть безработного.

    При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Приостановление выплаты пособия по безработице срок до трех месяцев возможно в следующих случаях:

  1. отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  2. отказ по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  3. явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Порядок установления факта состояния опьянения безработного определяет Правительство Российской Федерации;
  4. увольнение с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  5. нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия но безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости, отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Снятие граждан с регистрационного учета безработных

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется органами службы занятости населения в следующих случаях:

— признания в соответствии с Законом РФ о занятости населения граждан занятыми;

— прохождения профессиональной подготовки или переподготовки, повышения квалификации по направлению органов службы занятости населения с выплатой стипендии;

— неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации их в качестве безработных;

— длительной (более месяца) неявки в органы по вопросам занятости без уважительных причин; переезда в другую местность;

— установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка или дохода, предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставления других недостоверных данных для признания безработными);

— осуждения к исправительным работам без лишения свободы, а также наказания в виде лишения свободы;

— назначения в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости. Ответственность за организацию работы по регистрации безработных граждан несет руководитель органа по вопросам занятости. Нарушение установленного порядка регистрации безработных граждан влечет за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством РФ.

2. Правовая поддержка безработных граждан

Трудное положение безработных граждан может усугубляться различными причинами. Одной из них является незнание безработными своих прав и обязанностей.

Права и обязанности безработных граждан в области занятости и трудоустройства описаны в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» и Трудовом Кодексе Российской Федерации.

Бесплатно получить необходимую информацию о своих правах и восполнить пробелы в знания нормативно-правовой основы своих обязанностей, как безработного, поставленного на учет в центре занятости, безработный может у юрисконсульта – штатного сотрудника центра занятости, специалиста в области права.

Юрисконсульт может вести свою работу письменно, по телефону или при непосредственном общении с клиентом на консультации. Он в своей деятельности руководствуется действующими законами и иными нормативными документами, рекомендациями, приказами и указаниями Федеральной службы занятости, и должностной инструкцией. Во всех случаях юрисконсульт обязан соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной от клиента.

В обязанности юрисконсульта входит:

— оказание профессиональной юридической помощи клиентам, сотрудникам центра занятости и работодателям;

— обеспечивать полное понимание клиентами своих прав в соответствии с законодательством, извещать клиентов о принятых в отношении них решениях, с указанием соответствующих нормативных документов и с объяснением процедуры подачи апелляции;

— знать все действующие законы и иные нормативные документы, регулирующие сферу занятости населения;

— разрешать конфликты между сотрудниками и клиентами центра занятости; между сотрудниками и работодателями по поручениям директора центра;

— расследовать случаи лишения пособий по безработице, если такие решения обжалуются;

— извещать сотрудников отдела социальных выплат о принятых решениях, с указанием соответствующих нормативных документов, на основании которых приняты такие решения.

При разрешении конфликтов между клиентом и сотрудниками центра занятости, юрисконсульт обязан проявлять доброжелательность по отношению к клиенту. Погасить конфликт можно на месте при объяснении клиенту или сотруднику центра, какие законодательные нормы действуют в данной ситуации, причем так, чтобы клиент или сотрудник это понял.

Однако некоторые дела не могут решаться немедленно.

Например, конфликт может возникнуть по поводу права на пособие по безработице. В данном случае претензии должны быть четко сформулированы регистратором, консультантом по трудоустройству или сотрудником отдела социальных выплат. После чего дело передается на рассмотрение.

Конфликты рассматриваются следующим образом:

1) в связи с возникшей конфликтной ситуацией юрисконсульт подбирает все необходимые нормативные документы, изданные на государственном, областном и районном (городском) уровнях. Если обнаруживается противоречие между ними, применяется юридический документ более высокого уровня;

2) собирает всю фактическую информацию по делу клиента (работодателя, сотрудников центра занятости);

3) на основании всего этого принимает решение;

4) письменно извещает сотрудников отдела социальных выплат и картотеки центра занятости и клиента о принятом решении, сообщает, на основании каких правовых он принял это решение;

5) если решение вынесено не в пользу клиента, то в письме, сообщающем клиенту о решении, должно быть сказано, что он имеет право обжаловать это решение директору центра занятости, в вышестоящую инстанцию или в суд (адрес вышестоящей инстанции, в которую можно жаловаться, адрес суда и процедура подачи апелляции также должны быть указаны в письме);

6) после этого решение реально выполняется.

3. Социальная защита детей безработных

Явление безработицы сказывается не только на самих безработных, их материальном положении, социальном статусе и психологическом состоянии, но и на их семье и, в том числе, детях.

Для социальной защиты детей безработных на основании приказа Федеральной службы занятости от 30 апреля 1996 г. № 104 действует «Положение о порядке организации отдыха и оздоровления детей безработных граждан». Данное Положение определяет порядок и условия выделения финансовых средств гражданам, признанным в установленном порядке безработными, а также гражданам, проходящим подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, на организацию отдыха и оздоровления детей. Финансовые средства выделяются для оплаты детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря и транспортных расходов, связанных с переездом ребенка к месту отдыха (лечения) и обратно.

Если оба родителя являются безработными, то выделение финансовых средств предусмотрено для одного из них.

Если в семье безработного более одного ребенка, органы службы занятости населения могут выделять средства на организацию оздоровления каждого ребенка для оплаты одной путевки в год. При наличии медицинских рекомендаций могут выделяться средства для оплаты нескольких путевок.

Выделение финансовых средств на оздоровление детей производится в пределах статьи бюджета фонда занятости «Выплата пособий и материальной помощи». Размер финансовых средств из фонда занятости на оплату одной путевки и транспортных расходов устанавливается органами занятости субъектов РФ исходя из наличия средств по соответствующей статье расходов фонда занятости.

Выделение средств для приобретения путевки может производиться путем перечисления на счет организации, выделившей ее, или выплаты безработному при предъявлении оплаченной путевки.

Оплата транспортных расходов осуществляется на основе платежных документов (билетов, квитанций).

Финансовые средства для оздоровления детей предоставляются следующим категориям граждан:

— безработным, получающим пособие по безработице;

— безработным, утратившим право на получение пособия в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, при условии обязательной перерегистрации в качестве безработных в установленные органами службы занятости населения сроки;

— проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости и получающим стипендию за счет фонда занятости.

Преимущественным правом при выделении средств на организацию отдыха и оздоровление детей пользуются безработные граждане, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы в соответствии с законодательством о занятости.

Выделение финансовых средств на организацию отдыха и оздоровление детей безработных осуществляется на основе заявления безработного и медицинского заключения (справки) о состоянии здоровья ребенка и рекомендации по его лечению, а также приказа о выделении средств на организацию отдыха и оздоровления ребенка, принятого органами службы занятости населения на основании заявления безработного. Решение должно быть принято в течение 7 дней со дня подачи заявления.

При отсутствии финансовых средств органы службы занятости населения могут обращаться с ходатайством о выделении средств на цели оздоровления детей в вышестоящие по подчиненности органы.

Ответственность за правомерность выделения средств на организацию оздоровления детей безработных возлагается на органы службы занятости населения по месту регистрации безработного.

Резюме

Граждане, обратившийся в службу занятости проходят процедуру регистрации. Регистрация граждан осуществляется в определенном порядке: первичная регистрация безработных граждан; регистрация в целях поиска подходящей работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан; снятие граждан с регистрационного учета по безработице.

Получить правовую поддержку клиент Центра занятости может от юрисконсульта. Юридическая помощь оказывается в устной форме: по телефону или при непосредственной встрече на консультации, и в письменной форме. Юрисконсульт осуществляет также решение спорных вопросов и конфликтов между клиентом, сотрудниками центра занятости населения и работодателей, согласно действующим законам Российской Федерации и другим нормативно-правовым актам.

Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривается осуществление социальной защиты детей безработных граждан. Обратившись в службу занятости населения и предоставив необходимые гражданин, зарегистрированный как безработный, или проходящий профессиональную подготовку или переподготовку по направлению службы занятости может рассчитывать на оказание ему материальной помощи для приобретения путевок для детей в летние лагеря отдыха и санатории, а также билетов до места отдыха (лечения) и обратно.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается процедура регистрации безработных граждан?

2. Как организуется работа юрисконсульта в Центре занятости населения?

3. Какие задачи решает юрисконсульт?

4. Каковы основные направления социальная защита детей безработных?

Литература

1. Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения. – Ростов н/Дону, 2001.

2. Занятость, безработица, служба занятости.

Прекращение выплаты пособия по безработице

Толковый словарь терминов и понятий. – М., 1996.

3. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Трудоустройство: поиск работы. Учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Одегова. – М., 2002.

4. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование. – М., 2001.


Лекция 8. Социально-правовая и материальная поддержка безработных (часть II)

Вопросы

1. Формы материальной помощи безработным гражданам и их семьям.

2. Условия и сроки выплаты денежных пособий безработным.

Читайте также:


Прекращение, приостановление выплаты и снижение размера пособия по безработице

Законодательство предусматривает случаи, когда органы службы занятости выплату пособия по безработице могут прекратить, приостановить или сократить его размер.

Основания для прекращения выплаты пособия по безработице

Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Предусмотрены следующие основания прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в органах службы занятости:

  1. признание гражданина занятым;
  2. прохождение профессиональной подготовки, повышение квалификации или переподготовка по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  3. длительная (более месяца) неявка безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  4. переезд безработного в другую местность;
  5. попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем;
  6. осуждение получателя пособия по безработице к наказанию в виде лишения свободы;
  7. назначение пенсии;
  8. отказ от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);
  9. смерть безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Приостановление выплаты пособия по безработице срок до трех месяцев возможно в следующих случаях:

  1. отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  2. отказ по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  3. явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Порядок установления факта состояния опьянения безработного определяет Правительство Российской Федерации;
  4. увольнение с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  5. нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия но безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости, отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Статья 35. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера

1. Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

2. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона;

прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

переезда или переселения безработного в другую местность;

попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо назначения страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

3. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;

увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

4. Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

абзац исключен с 3 мая 1999 г.

Основания и порядок прекращения выплаты пособия по безработице

— Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 85-ФЗ

отпуска по беременности и родам;

выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования по очно-заочной или заочной форме;

призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

5. Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:

неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (обучение).

6. Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

7. Правила прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице и снижения его размера устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Жители Ивановской области жалуются на задержку выплат пособий по безработице. По словам Марии Смирновой (имя и фамилия изменены), до сих пор не перечислили вторую часть обещанных средств за последний месяц 2015 года.

«Последний раз, – рассказывает Мария Смирнова (имя и фамилия изменены), – была на приеме 14 декабря, следующее посещение должно быть ровно через 14 дней. Соответственно, если бы я пришла на прием 28 числа, то в рамках закона деньги должны были поступить до Нового года. Однако прием назначили на посленовогодние дни – 11 января. Пособие с 15 декабря по 11 января должно было быть насчитано и перечислено на следующий день после посещения инспектора, то есть 12 января – денег нет до сих пор. То есть по факту уже больше месяца! Копеек-то! Звонила, сказали, денег нет в бюджете, ждите. А еще ходят слухи, что могут отменить пособие вообще».

На бирже труда ситуацию с задержкой подтвердили, сообщив, что средства федерального бюджета, за счет которых финансируются пособия, пока не поступили.

«Если в казначействе средства есть, задержек никаких нет. Деньги на счета казначейства пока еще не поступили. В начале прошлого года задержка тоже была в среднем 3-4 дня. Надо в каждом конкретном случае разбираться индивидуально», — прокомментировал официальный представитель Центра занятости населения города Иваново.

Отметим, пособие по безработице выплачивается уволенным гражданам и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Оно выплачивается в том случае, если лица в течение года, предшествовавшего началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем. В иных случаях пособие устанавливается в размере его минимальной величины (п.

Право социального обеспечения в России

1 ст. 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").

Параметры пособия не меняются уже несколько лет. В 2016 году минимальный и максимальный размер выплат по безработице также остался на прежнем уровне, соответственно 850 и 4900 рублей.

В сентябре 2015 года общественный совет при Минтруде одобрил это предложение, однако записал в протоколе, что такие размеры пособия не решают ни одну из задач соцзащиты безработных. Но, учитывая финансовую ситуацию в стране, другого решения трудно было ожидать.

19 января 2016, 12:14

Добавить комментарий