Субсидии малому бизнесу

Финансовая поддержка фермеров сегодня является одной из приоритетных задач государства, особенно в условиях нынешнего кризиса. Именно с этой целью сельхозпроизводителям предлагаются различные целевые субсидии, которые можно потратить и на открытие своего дела в области сельского хозяйства, и на модернизацию или расширение уже действующего хозяйства. Субсидии фермерам в 2015 году выделяются на федеральном и региональном уровне.

Содержание

Поддержка фермеров в условиях действия санкций

Антироссийские санкции затронули сельскохозяйственных производителей, возможно, в первую очередь. Фермеры терпят убытки, теряют налаженные каналы сбыта продукции. О развитии бизнеса в таких условиях говорить не приходится. Но все же с целью поддержки производителей Правительством была выделена субсидия для фермеров в сумме 3,375 миллиарда рублей.

Какие субсидии можно получить сегодня от государства фермеру-новичку или малому сельхозпредприятию? Распределение помощи таково:

  • семейные животноводческие фермы получат в общем 1,425 млрд рублей госпомощи;
  • фермерские хозяйства, оформляя землю в собственность, получат порядка 50 миллионов рублей;
  • на бытовое обустройство начинающим фермерам-предпринимателям государство выделит 1,9 млрд рублей.

В 2015 году финансирование получат 83 региона (в 2014 – 77), в том числе Крым. Все полученные субсидии фермеры вправе потратить на такие цели:

  • увеличение поголовья скота;
  • покупка оборудования, материалов;
  • приобретение посадочного материала, удобрения, корма;
  • покупка участков для ведения на них сельхозбизнеса и другое.

Субсидии будут распространяться по регионам неравномерно. В первую очередь суммы будут выделены тем регионам, которые наиболее пострадали от санкций, самых неразвитых и нуждающихся в поддержке. Так, наибольшие субсидии будут у Дагестана (260 миллионов на регион) и Ставропольского края (свыше 300 миллионов).

Субсидия начинающим фермерам в 2015 году выделяется в рамках федеральной программы госпомощи. Однако для получения таких средств необходимо соблюсти определенные условия:

  • зарегистрироваться в качестве ООО, ИП;
  • иметь стартовый капитал (собственные средства) в сумме не меньшей, чем 100 тысяч рублей;
  • составить грамотный, продуманный бизнес-план, который устроит комиссию по выдаче субсидий.

Выделяемые средства имеют строго целевое назначение. Контроль над их расходом будет осуществляться на всех этапах. Так, если субсидия на развитие сельского хозяйства выделяется начинающему фермеру, то тратить деньги госпомощи он вправе только согласно бизнес-плану, им же и разработанного.

Субсидия на покупку жилья – как получить

По окончании определенного времени – квартала, года – комиссия проверит, куда «ушли» средства. В случае если найдутся нарушения, субсидию придется вернуть государству.

На протяжении времени пользования субсидией обязательно стоит сохранять чеки, договоры на поставку, накладные и квитанции о приобретении оборудования, материалов и иного. Кроме трат, комиссия рассматривает эффективность использования помощи от государства: достигнуты ли цели и задачи, поставленные в бизнес-плане, повысилась ли доходность и рентабельность предприятия?

Как получить субсидию?

Предприятие-претендент должно соответствовать определенным критериям, перед тем как получить субсидии фермерам:

  • Получить субсидии на поддержку бизнеса могут начинающие фермеры или состоявшееся предприятие, нуждающееся в развитии.
  • К начинающим фермерам причисляют россиян со средним или высшим образованием, зарегистрированных как ИП и/или являющихся главой КФХ, имеющий опыт в сельхозобласти. Для КФХ действуют дополнительные требования: проживание в местности, где ведется сельское хозяйство в течение минимум одного года, подача заявки один раз за время деятельности хозяйства.
  • Если речь идет об ИП, то он должен пройти регистрацию за три года или более до подачи заявки и уже реализовать продукцию сельского хозяйства минимум на 30 тысяч рублей.
  • Кроме КХФ и ИП, в подпрограмме по выделению субсидии могут участвовать сельхозкооперативы, микропредприятия, личные подсобные хозяйства.

Признаками начинающего хозяйства (малого предприятия) можно считать:

  • численность сотрудников для малых предприятий – не более 100 человек, для микропредприятий – максимум 15 человек;
  • участие юрлиц в составе предприятия не превышает 25% от общего размера капитала;
  • выручка без учета НДС не выше значений, которые устанавливаются для малых предприятий государством в начале каждого года.

Если бизнес держится на плаву более трех лет, субсидия может быть выделена на развитие (расширение) хозяйства. В этом случае субсидия выделяется на такие цели:

  • возмещение затрат по взятым ранее кредитам;
  • оплата процентов.

Кредиты выделяются на различные цели. Предельная сумма кредита для фермеров – 40 миллионов рублей. Срок – максимум 8 лет. Чем дольше существует предприятие, тем на большую сумму кредита оно может рассчитывать. Для получения кредита также необходимо соответствовать условиям: регистрация ИП или ООО, российское гражданство, численность сотрудников и так далее.

Кредиты для сельхозпроизводителей под 25–30%, которые сегодня предлагают банки, практически неподъемные для начинающего фермера или небольшого КФХ. Именно система субсидирования призвана обеспечить кредитование аграриев России при ставке 10–15%. Только такая ставка по кредитам будет под силу аграриям, и то далеко не всем.

По нашему мнению, единообразного ответа на вопрос о преобладании тех или иных косвенных и прямых методов финансовой поддержки не существует. Прямые методы могут облегчить процесс становления предприятия, но, в конечном счете, ограничивают его самостоятельность и гасят мотивы к активной инновационной, сопровождающейся риском, деятельности.

Как получить субсидию и кому она положена

Полный отказ от использования прямой государственной поддержки оставляет субъектов МБ один на один с конкурентной средой, часто беспомощным и в ситуациях, связанных с «провалами рынка». Приставляется, что оптимальное сочетание применения прямых и косвенных финансовых методов поддержки МБ должно определяться с учетом конкретных условий места и времени.

Согласно результатам опроса, чаще пытаются получить бюджетное финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием. По мере его улучшения доля фирм, претендующих на помощь государства, падает. Среди малых предприятий с плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение оценивалась как хорошее или удовлетворительное — шестая часть малых предприятий. Данная статистика свидетельствует о том, что последней надеждой экономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства. Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятия-«аутсайдеры» действительно обладают перспективными бизнес–проектами или бизнес-идеями. Поддерживая их «на плаву», государство в большей мере способствует сохранению сложившегося уровня самозанятости населения, чем созданию заделов для расширения сферы предпринимательства/13/.

Само понятие «помощь» подразумевает поддержку активных действий предпринимателя. Очевидно, что в определенных условиях никакая помощь сама по себе не в силах обеспечить выживаемости бизнеса. Рынок должен определить неэффективные предприятия. Поэтому важно установить ту границу, до которой помощь малому предприятию целесообразна и возможна, а за которой вредна. Опыт зарубежных стран показывает, что создание «тепличных» условий для малого бизнеса может дать противоположные результаты. В нашей стране имеется аналогичный опыт, когда поддержка крупных и небольших неэффективных предприятий не дала ожидаемых результатов.

В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов системы государственной поддержки МП в России. К формам государственной поддержки МП относятся:

— организационно-инфраструктурная;

— налогово-управленческая;

— имущественная;

— финансово-кредитная.

Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы, не в том, чтобы поддержать их любой ценой, а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка/18/.

Государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей в рамках общей поддержки малого бизнеса. Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды,которые выполняют соответствующие функции на уровне субъектов РФ (муниципальных образований). С участием ФФПМП в субъектах Российской Федерации было создано 82 государственных региональных фонда и более 170 муниципальных фондов. Эти фонды используют средства ФФПМП, региональных и местных бюджетов, а также средства, привлекаемые из других источников. ФФПМП также сотрудничает с государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства, созданными при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации/5/.

Финансовые ресурсы фонда формируются за счет ассигнований из федерального бюджета; средств, поступающих от приватизации имущества, находящегося в государственной собственности; средств из внебюджетных источников; возвращенных средств, ранее предоставленных по договорам возвратного финансирования, а также доходов от предпринимательской деятельности фонда в соответствии с его уставом.

1.2 Малый бизнес в реформируемой экономике: роль и значение

На рубеже веков России удалось в значительной мере преодолеть негативные тенденции, связанные с переходном к рыночным формам хозяйствования. На повестку дня практически поставлен вопрос не только о необходимости экономического роста, но и о его достаточно высоких темпах.

Экономические реформы, осуществляемые в России, связаны с радикальной реструктуризацией народного хозяйства, с формированием новых предпринимательских структур. Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующееся на реальной реформе отношений собственности, представляют собой одно из стратегических направлений рыночного реформирования и реструктуризации любой экономики. Именно многообразие форм собственности и является обязательным и необходимым условием становления и развития рыночной экономики.

Решение этой проблемы непосредственно связано с развитием предпринимательства вообще и малого предпринимательства в частности.

Мировой опыт свидетельствует, что в экономике даже самых высокоразвитых стран, где имеются громадные предприятия и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах.

Малое предпринимательство можно классифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Для него характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском. Созданию такой атмосферы в малой фирме способствует соединение в одном лице собственника и управленца.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном ограничении функций между сотрудниками и малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации, который перекрывается непосредственным общением руководителя и подчиненных. То есть малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

Доктор экономических наук, профессор Орловского государственного технического университета Л.В.Давыдова отмечает, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

В то же время малый и средний бизнес имеют следующие недостатки:

а) велика степень риска, страха быть разоренным, так как многое зависит от воздействия внешней среды;

б) низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть своего капитала;

в) сфера малого и среднего бизнеса ограничена, ему трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства;

г) малым предприятиям сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть, ограничена номенклатура выпускаемой продукции и возникает сложность в конкуренции с крупным производством и т.д.

«Тем не менее, необходимо помнить, — говорит Л.В.Давыдова, — что деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах. Это в свою очередь повышает не только экономическую, но и социальную значимость малого и среднего предпринимательства».

Таблица 1. Характеристики малого бизнеса с точки зрения экономической самостоятельности

Из таблицы 1 видно, что жизнь малого предпринимателя – это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и препятствий. И это в стабильном, благожелательном к предпринимательству рыночном хозяйстве. Ситуация обостряется, если речь идет о российском обществе с его неустроенностью и кричащими экономическими и социальными проблемами. По нашему мнению, весомая доля таких проблем приходится именно на сферу малого и среднего бизнеса России. Это в свою очередь накладывает отпечаток на состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране.

Финансовая поддержка фермеров сегодня является одной из приоритетных задач государства, особенно в условиях нынешнего кризиса. Именно с этой целью сельхозпроизводителям предлагаются различные целевые субсидии, которые можно потратить и на открытие своего дела в области сельского хозяйства, и на модернизацию или расширение уже действующего хозяйства. Субсидии фермерам в 2015 году выделяются на федеральном и региональном уровне.

Поддержка фермеров в условиях действия санкций

Антироссийские санкции затронули сельскохозяйственных производителей, возможно, в первую очередь. Фермеры терпят убытки, теряют налаженные каналы сбыта продукции. О развитии бизнеса в таких условиях говорить не приходится. Но все же с целью поддержки производителей Правительством была выделена субсидия для фермеров в сумме 3,375 миллиарда рублей.

Какие субсидии можно получить сегодня от государства фермеру-новичку или малому сельхозпредприятию? Распределение помощи таково:

  • семейные животноводческие фермы получат в общем 1,425 млрд рублей госпомощи;
  • фермерские хозяйства, оформляя землю в собственность, получат порядка 50 миллионов рублей;
  • на бытовое обустройство начинающим фермерам-предпринимателям государство выделит 1,9 млрд рублей.

В 2015 году финансирование получат 83 региона (в 2014 – 77), в том числе Крым. Все полученные субсидии фермеры вправе потратить на такие цели:

  • увеличение поголовья скота;
  • покупка оборудования, материалов;
  • приобретение посадочного материала, удобрения, корма;
  • покупка участков для ведения на них сельхозбизнеса и другое.

Субсидии будут распространяться по регионам неравномерно. В первую очередь суммы будут выделены тем регионам, которые наиболее пострадали от санкций, самых неразвитых и нуждающихся в поддержке.

Какие субсидии можно получить от государства, кто и в каких случаях может их получить

Так, наибольшие субсидии будут у Дагестана (260 миллионов на регион) и Ставропольского края (свыше 300 миллионов).

Субсидия начинающим фермерам в 2015 году выделяется в рамках федеральной программы госпомощи. Однако для получения таких средств необходимо соблюсти определенные условия:

  • зарегистрироваться в качестве ООО, ИП;
  • иметь стартовый капитал (собственные средства) в сумме не меньшей, чем 100 тысяч рублей;
  • составить грамотный, продуманный бизнес-план, который устроит комиссию по выдаче субсидий.

Выделяемые средства имеют строго целевое назначение. Контроль над их расходом будет осуществляться на всех этапах. Так, если субсидия на развитие сельского хозяйства выделяется начинающему фермеру, то тратить деньги госпомощи он вправе только согласно бизнес-плану, им же и разработанного. По окончании определенного времени – квартала, года – комиссия проверит, куда «ушли» средства. В случае если найдутся нарушения, субсидию придется вернуть государству.

На протяжении времени пользования субсидией обязательно стоит сохранять чеки, договоры на поставку, накладные и квитанции о приобретении оборудования, материалов и иного. Кроме трат, комиссия рассматривает эффективность использования помощи от государства: достигнуты ли цели и задачи, поставленные в бизнес-плане, повысилась ли доходность и рентабельность предприятия?

Как получить субсидию?

Предприятие-претендент должно соответствовать определенным критериям, перед тем как получить субсидии фермерам:

  • Получить субсидии на поддержку бизнеса могут начинающие фермеры или состоявшееся предприятие, нуждающееся в развитии.
  • К начинающим фермерам причисляют россиян со средним или высшим образованием, зарегистрированных как ИП и/или являющихся главой КФХ, имеющий опыт в сельхозобласти. Для КФХ действуют дополнительные требования: проживание в местности, где ведется сельское хозяйство в течение минимум одного года, подача заявки один раз за время деятельности хозяйства.
  • Если речь идет об ИП, то он должен пройти регистрацию за три года или более до подачи заявки и уже реализовать продукцию сельского хозяйства минимум на 30 тысяч рублей.
  • Кроме КХФ и ИП, в подпрограмме по выделению субсидии могут участвовать сельхозкооперативы, микропредприятия, личные подсобные хозяйства.

Признаками начинающего хозяйства (малого предприятия) можно считать:

  • численность сотрудников для малых предприятий – не более 100 человек, для микропредприятий – максимум 15 человек;
  • участие юрлиц в составе предприятия не превышает 25% от общего размера капитала;
  • выручка без учета НДС не выше значений, которые устанавливаются для малых предприятий государством в начале каждого года.

Если бизнес держится на плаву более трех лет, субсидия может быть выделена на развитие (расширение) хозяйства. В этом случае субсидия выделяется на такие цели:

  • возмещение затрат по взятым ранее кредитам;
  • оплата процентов.

Кредиты выделяются на различные цели. Предельная сумма кредита для фермеров – 40 миллионов рублей. Срок – максимум 8 лет. Чем дольше существует предприятие, тем на большую сумму кредита оно может рассчитывать. Для получения кредита также необходимо соответствовать условиям: регистрация ИП или ООО, российское гражданство, численность сотрудников и так далее.

Кредиты для сельхозпроизводителей под 25–30%, которые сегодня предлагают банки, практически неподъемные для начинающего фермера или небольшого КФХ. Именно система субсидирования призвана обеспечить кредитование аграриев России при ставке 10–15%. Только такая ставка по кредитам будет под силу аграриям, и то далеко не всем.

Кредиты малому бизнесу от государства

Кредит малому бизнесу от государства это не что иное, как финансовая государственная поддержка субъекта малого предпринимательства. Госфинподдержка малого бизнеса имеет несколько основных направлений, это: льготные кредиты, субсидии, государственные и муниципальные гарантии по кредитам, займам (ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ). Сама поддержка основной целью имеет использование потенциала малого бизнеса для создания новых рабочих мест. Чтобы получить госпомощь, предпринимателю нужно соответствовать выдвигаемым требованиям и предоставить необходимый комплект документов.

Основные направления государственной финансовой поддержки малого бизнеса

На сегодняшний день малый бизнес может рассчитывать на следующие виды государственной финансовой поддержки:

  • Льготное кредитование. В большинстве случаев принимает вид микрокредитования (микрозайм, микрокредит). По его условию малый бизнес может получить кредитные ресурсы на сумму до 1 млн. рублей под 8,25 и более годовых процентов на срок до 1 года. Иногда такой кредит выдается без залога.
  • Государственная гарантия по кредитам (поручительство гарантийного фонда).

    Инструкция: какие есть жилищные субсидии и как их получить?

    Заключается в предоставлении предпринимателям поручительства в размере до 90% от суммы обязательств по кредитному договору. Фактически это значит что в случае, когда предпринимателю не хватает собственного залога для получения банковского кредита, он может обратиться за помощью к государству, а именно в фонд, который выступит перед банком в качестве поручителя и предоставит тем самым недостающую часть обеспечения.

  • Безвозвратный (безвозмездный) кредит или субсидия от государства. Подразумевает под собой безвозвратную передачу денежных средств для открытия или развития бизнеса. Размер субсидий в каждом регионе свой.

Распределением средств выделяемых на реализацию программ поддержки занимаются государственные (региональные) фонды поддержки малого предпринимательства (ФПМП).

Вышеперечисленные виды господдержки не предоставляются субъектам малого предпринимательства занимающихся: игорным бизнесом, производством и реализацией подакцизных товаров (сюда входят: вино-водочные изделия, пиво, табачные изделия, автомобили, предметы роскоши, деликатесы), добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых).

Микрокредитование

Как взять микрозайм

Чтобы взять микрозайм от государства нужно:

  1. Подать заявку.
  2. Предоставить в фонд необходимый пакет документов (см. ниже).
  3. Дождаться решения комиссии.
  4. При получении положительного решения заключить кредитный договор.

Условия предоставления микрозайма

Микрокредиты предоставляются на следующих условиях:

  • процентная ставка по займу не меньше ставки рефинансирования ЦБ РФ (на сегодняшний день это 8,25% в рублях Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У);
  • сумма не более 1 000 000 рублей;
  • срок до 1 года;
  • кредитные средства расходуются строго по целевому назначению;
  • наличие обеспечения (требуется не всегда).

Государственная гарантия по кредитам

Как получить государственную гарантию по кредиту

Чтобы получить государственную гарантию по кредиту (что по факту есть поручительство гарантийного фонда) предпринимателю нужно:

  1. Подать заявление на получение кредита (где следует указать, что вы рассчитываете на поручительство фонда) в один или несколько банков, которые являются партнерами выбранного фонда (список банков партнеров фонды размещают на своих сайтах).
  2. Предоставить банку требуемый комплект документов (см. ниже).
  3. Дождаться решения банка (если заявка будет одобрена, банк сам предоставит все необходимые документы в фонд).
  4. Дождаться решение фонда.
  5. В случае принятия положительного решения подписать трехсторонний договор.
  6. Оплатить вознаграждение фонду.

Условия предоставления государственной гарантии по кредиту

Гарантийный фонд предоставляет поручительство на следующих условиях:

  • размер поручительства не более 90%, а в большинстве случаев 50% от суммы обязательств по кредитному договору;
  • минимальная стоимость поручительства фонда составляет 1,2% годовых от суммы поручительства, максимальная 3,25% (конечный процент зависит от сферы деятельности бизнеса).

Безвозвратный кредит или субсидия от государства

Как получить безвозвратный кредит на открытие бизнеса

Чтобы получить безвозвратный кредит (субсидию) на открытие малого бизнеса нужно:

  1. Стать на учет в качестве безработного в Центре занятости населения, по месту прописки (для этого понадобятся следующие документы: паспорт, трудовая книжка, справка 2-НДФЛ с предыдущего места работы, ИНН).
  2. В случае одобрения заявления зарегистрироваться как ИП.
  3. Подготовить бизнес-план.
  4. Пройти собеседование в Центре занятости (там предстоит ответить на вопросы касательно предложенной бизнес-идеи).
  5. В случае одобрения проекта заключить договор на получение субсидии.

Требования к желающим получить данную субсидию минимальны: возраст не меньше 18 лет, гражданство РФ, наличие вышеупомянутых документов.

Как получить безвозвратный кредит на развитие бизнеса

Для получения безвозвратного кредита на развитие малого бизнеса предпринимателю нужно:

  1. Подать заявление на получение субсидии.
  2. Предоставить в фонд требуемый комплект документов (см. ниже).
  3. Дождаться решения конкурсной комиссии.
  4. При положительном решении заключить с фондом договор на получение субсидии.

Условия предоставления безвозвратного кредита

Безвозвратные кредиты предоставляется на следующих условиях:

  • целевое использование полученных средств;
  • документальное подтверждение затрат;
  • согласие получателя на осуществление контроля уполномоченным органом за целевым расходованием бюджетных средств;
  • возврат бюджету региона (который выделил средства) той части субсидии, которая не будет использована в установленный договором срок.

Требования к заемщику

К владельцам малого бизнеса желающим получить госфинподдержку, как правило, выдвигаются следующие требования:

  • регистрация и осуществление своей деятельности в регионе, где планируется брать заем;
  • отсутствие просроченной задолженности по налоговым, а также иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней;
  • отсутствие нарушений условий по ранее заключенным кредитным договорам;
  • отсутствие просроченной задолженности по ранее предоставленным на возвратной основе бюджетным средствам;
  • обеспечение начисления месячной заработной платы работникам в размере не ниже установленного минимума (МРОТа минимального размера оплаты труда);
  • отсутствие задолженности по оплате труда перед работниками;
  • отсутствие на момент подачи заявления процедур ликвидации, реорганизации или банкротства предприятия;
  • наличие обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору: залог, поручительство.

Требуемые документы

Примерный перечень документов необходимых для получения госфинподдержки выглядит следующим образом:

  • заявление-анкета;
  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН);
  • свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРН);
  • бизнес-план;
  • справка об открытых расчетных счетах заявителя;
  • справка, подтверждающая отсутствие производства и реализации подакцизных товаров;
  • лицензии/свидетельства о праве на осуществление хозяйственной деятельности (если их наличие требует действующее законодательство);
  • документ, содержащий сведения о среднесписочной численности работников (СЧР) за предшествующий календарный год (дня вновь зарегистрированных ИП со дня их государственной регистрации);
  • договор аренды (субаренды) недвижимости (зданий и помещений, используемых для ведения хозяйственной деятельности) с актом приема-передачи и/или свидетельств на право собственности;
  • документы, подтверждающие приобретение и постановку на учет оборудования;
  • документы по обеспечению кредита (если это поручительство предоставляется анкета и копия паспорта, если залог имущества правоустанавливающие документы, договоры страхования);
  • справка, подтверждающая отсутствие у заявителя просроченной задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеням, штрафам (в случае наличия просроченной задолженности документ, подтверждающий ее оплату).

Финансирование бизнеса » Кредиты для ИП »

Помощь начинающим предпринимателям — реальные варианты поддержки

О поддержке молодых и не очень начинающих предпринимателей говорится очень много, все мы слышали о разнообразных федеральных программах по содействию организации малого бизнеса.  В то же время, многие очень скептически относятся к подобным проектам.

На что же реально может рассчитывать молодой человек, который решил открыть свое дело? Постараемся разобраться.

Какую помощь может получить начинающий предприниматель?

Возможно несколько вариантов и направлений поддержки. Начнем с самого привлекательного и заманчивого – с грантов и субсидий.

Материальная помощь, займы и безвозмездные гранты – наиболее желанный вид помощи. По сути, есть два главных способа получить деньги, они актуальны для всей России.

60 тысяч на открытие бизнеса

Достаточно широко известная программа поддержки малого предпринимательства, точнее превращения из безработных в ИП. Выдают не 60 тысяч рублей, а 58800 – это годовой размер пособия по безработице. Эта программа абсолютно рабочая (неудивительно – сумма невелика, да и эти деньги по закону так и так выплачиваются безработным).

Чтобы получить эти деньги для открытия своего дела, нужно пройти ряд этапов. Кому-то они могут показаться утомительными и лишними, однако в такой ситуации есть и плюсы: а именно, дополнительные знания по организации дела.

Что нужно сделать, чтобы получить 60 тысяч для бизнеса?

Вот главные этапы:

1. Регистрация в местном центре занятости в качестве безработного, подтверждение этого статуса (в некоторых случаях приходится неоднократно ходить на собеседования, чтобы продемонстрировать, что вы ищите работу).

2.  Подача заявления для участия в программе самозанятости населения. Дальнейшие этапы выполняются уже под наблюдением сотрудников центра занятости.

3. (Не во всех регионах) После заявления вы проходите короткое обучение – основы ведения бизнеса,  а также психологическое тестирование, выявляющее склонность к самостоятельной занятости, частному предпринимательству.

4. Рассмотрение в специальной комиссии бизнес-плана.

Какую субсидию можно получить от государства при расширении квартиры

В случае удовлетворительной оценки – можно считать грант полученным.

5. Регистрация ИП, стандартные процедуры.

6. После получения свидетельства о регистрации (обычно в течение месяца) на банковский счет поступают деньги – те самые 60 тысяч (точнее – 58800) рублей.

7. По истечении квартала вам необходимо предоставить отчет об использовании полученных денег.

Стоит ли обращаться за такими «подъемными»? Зависит от того, готовы ли вы ради этих денег проходить все бюрократические процедуры (разумеется, регистрироваться как ЧП нужно в любом случае) и считаете ли предполагаемое обучение полезным.

Гранты от региональных органов власти

Во многих регионах также регулярно проходит конкурс бизнес-проектов, победители конкурса имеют возможность получить безвозмездный грант размером уже посерьезнее – порядка 300 – 500 тысяч рублей. Конкуренция на таких конкурсах обычно весьма высока, но при серьезном подходе вполне можно войти в число победителей, особенно если приложить усилия для качественного оформления и презентации проекта, а также учесть, что максимальные шансы на победу имеют проекты, которые:

  • социально значимы;
  • предполагают использование средств гранта для приобретения ликвидных активов (станков, оборудования, автомобилей);
  • создают дополнительные рабочие места.

Нефинансовая поддержка

Помимо собственно денег на развитие дела, государственные структуры позволяют воспользоваться и другими их услугами. Так, уже создано немало бизнес-инкубаторов, которые могут предложить начинающим, например, следующее:

  • аренду помещений под офисы по льготной цене;
  • анализ и оценку проектов;
  • консультации по вопросам налогообложения и выбора организационно-правовой формы.

Причем получить помощь в таком бизнес-инкубаторе обычно достаточно просто – о них мало кто знает и поэтому обычно такие структуры работают с «недогрузом».

Таким образом, получить определенные услуги и средства от государства для начинающего бизнесмена вполне реально. Хотя, разумеется, объемы такой поддержки никогда не смогут сравниться с полноценными займами в банках. С другой стороны, поддержка инкубатора может стать дополнительным аргументом при рассмотрении банком вопроса выдавать или нет вам кредит.

Главная — Статьи

С субсидий, полученных на развитие бизнеса, налоги платить не нужно

Комментарий к Федеральному закону от 07.03.2011 N 23-ФЗ

Вступил в силу Закон, который внес поправки сразу в четыре главы НК РФ: по НДФЛ, налогу на прибыль, налогу при УСНО и ЕСХН. Они устанавливают льготный порядок налогообложения субсидий, полученных на развитие бизнеса организациями и предпринимателями в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). Эти поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Раньше такую субсидию (полученную из регионального или местного бюджета (Пункт 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ)) нужно было в полной сумме включать в доход и платить с нее налог в соответствии с применяемым режимом налогообложения (Статья 250 НК РФ). То есть часть субсидии приходилось сразу же вернуть в бюджет в виде налога.
Теперь же установлен специальный порядок учета субсидий в доходах (Пункт 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273, пп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ)):
— в течение 2 лет со дня получения субсидии она включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов. То есть если, например, всю сумму субсидии вы потратите в первый год, то в этом году вы покажете всю сумму субсидии как доход и одновременно отразите произведенные за счет нее расходы. И в итоге для целей налогообложения результат от этих операций будет нулевым;
— если к окончанию второго года субсидия (или ее часть) останется неизрасходованной, то ее надо будет включить в доходы второго года.
Но такой порядок учета не распространяется на случаи, когда за счет субсидии приобретено амортизируемое имущество, например основное средство.
Если за счет субсидии амортизируемое имущество приобретает организация или предприниматель, применяющие ОСНО (организация уплачивает налог на прибыль, предприниматель уплачивает НДФЛ), то потраченная на это сумма субсидии учитывается в доходах (Пункт 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ)):
— в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизации (Пункты 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ);
— при ликвидации основного средства — на дату ликвидации в сумме остаточной стоимости. То есть во внереализационных расходах надо отразить остаточную стоимость ликвидируемого основного средства (Подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ) и такую же сумму субсидии надо отразить во внереализационных доходах;
— при продаже недоамортизированного основного средства — на дату продажи в сумме остаточной стоимости. То есть в доходы надо включить выручку от реализации основного средства и сумму субсидии, равную остаточной стоимости, а в расходы — остаточную стоимость основного средства (Подпункт 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). В итоге налог придется заплатить со всей выручки от реализации.
Организации и предприниматели, которые применяют упрощенку с объектом "доходы минус расходы", и плательщики ЕСХН при приобретении основного средства за счет субсидии стоимость этого основного средства учитывают в течение года в расходах равными долями. То есть на последнее число отчетного периода часть стоимости основного средства надо показать и в доходах, и в расходах. А вот при продаже или ликвидации основного средства, приобретенного за счет субсидии, порядок отражения доходов и расходов будет такой же, как и у тех, кто применяет общий режим налогообложения (Подпункт 1 п. 2, пп. 1, 2 п. 4, абз. 6 пп. 2 п. 5 ст. 346.5, пп. 1 п. 1, п. п. 3, 4 ст. 346.16 НК РФ).
Организации и предприниматели, применяющие УСНО с объектом "доходы", тоже могут отражать субсидию в доходах по мере расходования денег. Для этого им нужно будет вести учет расходов, произведенных за счет субсидии. Об этом прямо сказано в поправках (Пункт 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ)).
Кроме того, поправками уточнено, что субсидии, полученные от центра занятости населения на открытие своего дела, "доходными" упрощенцами — бывшими безработными также учитываются в льготном порядке при условии ведения учета израсходованных сумм.

Какие субсидии можно получить от государства в 2018 году

Ранее об этом говорили Минфин и ФНС в своих письмах. При этом они разъясняли, что сумма субсидии должна отражаться в Книге учета доходов и расходов одновременно и в графе 4 "доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы", и в графе 5 "расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы". Но отраженные в Книге расходы, произведенные за счет субсидии, и равные этим расходам доходы не нужно переносить в декларацию по УСНО.

Отметим, что поправками так и не решен вопрос о порядке налогообложения субсидии, если она получена плательщиком ЕНВД и полностью израсходована на "вмененную" деятельность. Налоговики наверняка решат, что эта субсидия не является доходом, полученным от "вмененной" деятельности, а значит, должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНО. Но при целевом ее расходовании в течение 2 лет со дня получения налоги все равно платить не придется. Ведь учет этой субсидии нужно будет вести в порядке, установленном либо для упрощенцев, либо для плательщиков налога на прибыль. Правда, за периоды, когда учитывались расходы, произведенные за счет субсидии, придется сдавать две декларации: одну — по ЕНВД, а другую — по налогу на прибыль или по упрощенке. Кстати, именно так советуют делать налоговики вмененщикам — бывшим безработным, получившим субсидию от центра занятости населения (Пункт 1 Письма ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9373@).

Налоговые льготы

Добавить комментарий