Закон о земле

Если Ваш земельный участок не является ранее учтенным объектом недвижимости, то ответ однозначен: ЗАКОННЫМ ПУТЕМ – НИКАК!

В виду того, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду за плату (бесплатное предоставление земли осуществляется только отдельным категориям граждан), можно сделать вывод, что расширение участка просто невозможно, возможно только новое предоставление (и в любом случае – за деньги).

Ну а теперь об исключении из правила, то есть о «ранее учтенных объектах недвижимости».

Ранее учтенные – это земельные участки, кадастровый учет или государственный учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.07г.

Содержание

Дачная амнистия о присоединении земли к своему участку

№221-ФЗ (далее Закон о кадастре), т.е. до 1 марта 2008г. Проходя процедуру межевания земельного участка, целью которой является внесение в государственный кадастр недвижимости (далее ГКН) сведений об уникальных характеристиках Вашего участка (в частности координатах поворотных точек границ участка и его площади), Законом о кадастре предусмотрена возможность уточнения площади земельного участка с соблюдением ряда требований:

  1. Уточнение возможно только в случае, когда кадастровые сведения о земельном участке не соответствуют нормативным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (п.3 ст.25 и п.4 ст.27 Закона о кадастре).
  2. Уточненная площадь земельного участка, не должна быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка (определяется нормативными Актами органов власти), или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади по документу (ч.1 п.5 ст.27 Закона о кадастре).
  3. Соблюдение процедуры согласования местоположения границ, установленной законом (ст.39 Закона о кадастре).
  4. Соблюдение требования п.9 ст.38 Закона о кадастре, согласно которому при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (графические материалы). В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет, позволяющие определить местоположение границ земельного участка (заборы).

Таким образом, если при подготовке Межевого плана кадастровый инженер, руководствуясь Вашими первичными документами и материалами, а также фактической ситуацией местоположения границ земельного участка определит, что площадь земельного участка подлежит уточнению, а Ваши соседи не будут иметь претензий к тому, как установлен забор по смежной границе и согласуют эту границу, то площадь Вашего фактически используемого участка может быть увеличена до 10% от площади по документу, без решения органов власти о предоставлении земли.

Других способов бесплатного увеличения площади земельных участков, кроме как уточнение ранее учтенных участков, действующим Законодательством не предусмотрено.

Новое в земельном законодательстве

Нормы земельного права являются одними из самых сложных в российском праве. Они постоянно реформируются, однако ситуация с землей от этого проще не становится. За год (начиная с июля прошлого года) внесено существенное количество поправок и новаций в земельное законодательство РФ. Рассмотрим наиболее существенные из них.

22 июля 2008 г. был принят Федеральный закон N 141-ФЗ, внесший поправки в ряд нормативных актов, регулирующих земельные отношения. Он так и называется — "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений" (далее — Закон N 141-ФЗ). Кроме того, принят еще ряд законов, о которых речь пойдет ниже, внесших поправки с 1 января и 14 марта 2009 г.

Понятие "земельный участок"

Одним из существенных новшеств в земельном законодательстве является введение в Земельный кодекс гл. I.1 "Земельные участки", в которой даются новое определение земельного участка и базовые понятия земельного права, в том числе основания возникновения земельных участков и порядок их образования.

Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Ранее границы описывались и удостоверялись в установленном порядке.

Остановимся более подробно на вопросе определения границ земельного участка, поскольку исходя из определения, данного в ЗК РФ, можно сделать вывод, что в случае если границы не определены в установленном законом порядке, часть земной поверхности нельзя считать земельным участком. Соответственно, в отношении такой земельной поверхности нельзя осуществлять вещные права, предусмотренные гражданским законодательством (продавать, сдавать в аренду, вносить в залог и т.д.).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее — Закон N 221-ФЗ) описание местоположения границ объекта недвижимости (земельного участка) входит в состав сведений государственного кадастра недвижимости.

В соответствии со ст. 38 Закона N 221-ФЗ границы земельного участка также отражаются в межевом плане. В п. 7 данной статьи указано, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, "то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части" (данное уточнение внесено Законом N 141-ФЗ).

Таким образом, определение границ неразрывно связано с определением координат характерных точек границ. Установление порядка определения характерных точек границ земельных участков отнесено к полномочиям Минэкономразвития России (п. 5.2.23 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437). При этом немаловажным моментом при определении границ является согласование границ земельного участка с лицами, обладающими смежными земельными участками (ст. 39 Закона N 221-ФЗ).

Согласно Закону N 141-ФЗ п. 9 ст. 38 Закона N 221-ФЗ изложен в новой редакции: "При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа — из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка".

Новая глава Земельного кодекса закрепляет перечень оснований образования земельных участков. Так, согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе (ст. 11.4 ЗК РФ), объединении (ст. 11.6 ЗК РФ), перераспределении земельных участков (ст. 11.7 ЗК РФ) или выделе из земельных участков (ст. 11.5 ЗК РФ), а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Каждая из указанных статей регламентирует тот или иной вид образования земельного участка. При этом обособленно стоит образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, за исключением случаев:

  1. раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения;
  2. образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
  3. образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ принято решение о ее развитии и заключен соответствующий договор;
  4. перераспределения земельных участков;
  5. иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Стоит особо обратить внимание на косвенно упомянутые в ст. 11.3 ЗК РФ иные способы образования земельных участков помимо тех, что указаны в Земельном кодексе отдельными статьями (ст. ст. 11.4 — 11.7).

Косвенно упоминаются:

  • образование земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
  • образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ принято решение о ее развитии и заключен договор;
  • иные предусмотренные федеральными законами случаи.

Таким образом, можно сделать вывод, что перечень оснований образования земельных участков не является исчерпывающим.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Исключение составляет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. В этом случае применяется порядок, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Образование земельных участков может происходить в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков на основании решения суда.

Хотя Закон N 141-ФЗ и устанавливает порядок, способы образования земельных участков, а также предусматривает правовые последствия проведения указанных действий, остаются вопросы, ответы на которые, возможно, со временем даст правоприменительная практика. Так, например, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию (ст. 30 ЗК РФ). Однако, поскольку процесс образования земельного участка представляет собой создание нового объекта недвижимости, непонятно, является ли данное формирование как комплекс проводимых мероприятий вариантом образования участка либо одновременно с формированием необходимо оформлять образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки могут быть образованы, в том числе, путем выдела из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В то же время в ст. 11.5 ЗК РФ (о выделе земельного участка) отсутствуют положения, регулирующие выдел из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Отказ от собственности или бесхозяйные участки

Одним из важнейших нововведений является упрощение процедуры отказа от земельного участка, принадлежащего на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Ранее данная процедура была предусмотрена ст. 53 ЗК РФ (с дополнениями, внесенными Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ).

Существенно изменилась сама процедура отказа собственника от принадлежащего ему земельного участка. В новой редакции п. 2 ст. 53 ЗК РФ установлены порядок и последствия отказа от права собственности на земельный участок.

Отказ представляет собой одностороннюю сделку, которая осуществляется путем подачи собственником участка заявления об отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

В отличие от ранее действовавшего положения, согласно которому отказ лица от принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение такого права, измененный Законом N 141-ФЗ порядок потребовал внесения соответствующих изменений и в Гражданский кодекс РФ.

Так, изменения внесены в ст. 225 ГК РФ. Теперь бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Это нововведение с учетом дополнений, внесенных в Земельный кодекс, имеет чрезвычайно важное значение: исключается возможность правового режима бесхозяйной недвижимой вещи в отношении земельного участка, от права собственности на который собственник отказался. Земельный участок более не может быть бесхозным.

В п. 3 ст. 18 ЗК РФ закреплено положение, которое устанавливает, что в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью города. В других субъектах РФ он становится собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Таким образом, теперь заявление подается не в исполнительный орган власти, а в регистрирующий орган, что, с одной стороны, уменьшает количество инстанций, которые необходимо пройти, а с другой стороны, экономит время "отказника".

Кроме того, отныне земельный участок не может длительное время находиться без собственника, поскольку подлежит немедленному закреплению в собственность города или района, в котором он находится.

Лесопарки больше не являются землей для отдыха

Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены очередные поправки в Земельный кодекс (в частности, в ст. 86 о пригородных зонах).

В состав земель для отдыха (рекреационного назначения) перестали входить земли пригородных зеленых зон, а также лесопарки.

Рекреация означает восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища — на лоне природы или во время туристской поездки, связанной с посещением интересных для обозрения мест, в том числе национальных парков, памятников природы.

Таким образом, пригородные зоны и лесопарки перестали входить в состав земель особо охраняемых территорий.

Полномочия Правительства

С 1 января 2009 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ. Эти изменения касаются, в том числе, полномочий Правительства РФ в области земельного контроля, которые ранее отражались в Земельном кодексе РФ. Ранее были установлены следующие полномочия Правительства РФ:

  • определение порядка установления цены на земельный участок (п. 1.2 ст. 36 ЗК РФ);
  • определение порядка организации и проведения торгов по продаже земельных участков и права на заключение договора аренды на них (п. 4 ст. 38 ЗК РФ);
  • определение периодического печатного издания, в котором должно публиковаться сообщение о проведении аукциона по продаже земельных участков либо приобретении права аренды на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (п. 9 ст. 38.1 ЗК РФ);
  • установление формы предупреждения, которое выносится виновному лицу при нарушении земельного законодательства (п. 3 ст. 54 ЗК РФ);
  • определение порядка осуществления государственного мониторинга земель (п. 4 ст. 67 ЗК РФ);
  • определение порядка осуществления государственного земельного контроля (п. 2 ст. 71 ЗК РФ);
  • определение порядка представления сведений лицом, использующим земельный участок (п. 2 ст. 73 ЗК РФ).

Теперь эти функции будет выполнять уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти.

Соответствующие изменения были внесены и в Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве". Полномочия Правительства РФ, ранее предусмотренные этим Законом, перешли к органу исполнительной власти, который будет уполномочен Правительством РФ.

Порядок приобретения земельных участков

Существенные изменения внесены в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее — Закон N 137-ФЗ). Речь идет о новой редакции абз. 2 п. 1 ст. 2 и новом абз. 3 этого же пункта. Данные изменения и дополнения заметно облегчают положение коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей как покупателей государственных земельных участков, являющихся собственниками зданий, строений и сооружений, если эти здания были возведены на земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.

Статья 3 Закона N 137-ФЗ дополнена тремя новыми пунктами — п. п.

Самозахват земли: как оформить прирезку к участку в собственность

2.3, 2.4, 2.5, которые уточняют правовой режим предоставления государственных и муниципальных земельных участков государственным и муниципальным учреждениям, а также учреждениям, созданным государственными академиями наук. Таким субъектам земельные участки теперь не могут предоставляться на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.

Однако поскольку на момент принятия данного правила многие государственные и муниципальные, а также созданные государственными академиями наук учреждения уже являются арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, законодатель ввел для них специальное регулирование арендных отношений, исключающее возможность передачи таких земельных участков в субаренду, в перенаем, а также передачи арендных прав в залог и внесения арендных прав в качестве вкладов в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевых взносов в производственные кооперативы.

Объединение Росрегистрации, Росземкадастра и Агентства геодезии и картографии

Принятие Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", вступившего в силу с 1 марта 2008 г., привело к отмене Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Коль создается Единый реестр государственного кадастра недвижимости, необходимо, чтобы все соответствующие функции выполнял один орган. В связи с этим с 25 декабря 2008 г. Указом Президента РФ были упразднены Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Федеральное агентство геодезии и картографии. В результате в структуре федеральных органов власти был создан орган, который объединил почти все полномочия в отношении объектов недвижимого имущества.

Предполагается, что объединение указанных ведомств будет проходить поэтапно в течение двух лет начиная с 1 января 2009 г. Реорганизация ведомств связана с тем, что накоплен большой негативный опыт обращения с недвижимостью: многочисленные жалобы населения; отсутствие электронных карт, которые позволили бы регистрировать сделки с недвижимостью; развитие системы кадастрового учета и перерегистрации сделок практически буксует на месте. Это видно на примере так называемой дачной амнистии: граждане, несмотря на внесенные в законы поправки, ходят от одного ведомства к другому и не могут зарегистрировать свое имущество, которым владеют уже долгое время.

Объединение трех ведомств позволит сократить бюрократические процедуры, связанные с регистрацией недвижимости. При этом при внедрении новой системы учета и регистрации прав на недвижимое имущество старую систему ломать не будут.

Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с возложением на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ (Указ Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии").

Во исполнение Указа Президента РФ в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Единый государственный реестр юридических лиц 23 марта с.г. внесена запись о полном и сокращенном наименовании Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В переходный период функции одной структуры будут временно исполнять различные органы. Так, к примеру, до 1 января 2010 г. кадастровый паспорт на здание, строение, помещение можно будет получить только в БТИ, а для проведения сделок с землей необходимо получить кадастровый план. Вот и получается что на сегодняшний день система "одного окна" пока не работает. И гражданам, как и прежде, приходится ходить по инстанциям для оформления прав на строения и земельные участки.

Огромное количество законов о внесении поправок говорит о том, что российское законодательство несовершенно. Надо учитывать и еще одну российскую особенность: к сожалению, не всегда у нас на практике работает тот или иной порядок, предусмотренный законом. Насколько жизнеспособными окажутся рассмотренные выше нововведения и поправки в земельное законодательство, покажет правоприменительная практика.

Е.Абрамов

Юрисконсульт

Департамента консалтинга

ЗАО АК "АРТ-Аудит"

Если Ваш земельный участок не является ранее учтенным объектом недвижимости, то ответ однозначен: ЗАКОННЫМ ПУТЕМ – НИКАК!

В виду того, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду за плату (бесплатное предоставление земли осуществляется только отдельным категориям граждан), можно сделать вывод, что расширение участка просто невозможно, возможно только новое предоставление (и в любом случае – за деньги).

Ну а теперь об исключении из правила, то есть о «ранее учтенных объектах недвижимости».

Ранее учтенные – это земельные участки, кадастровый учет или государственный учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.07г. №221-ФЗ (далее Закон о кадастре), т.е.

С 1 марта площадь участка можно расширить законным путем

до 1 марта 2008г. Проходя процедуру межевания земельного участка, целью которой является внесение в государственный кадастр недвижимости (далее ГКН) сведений об уникальных характеристиках Вашего участка (в частности координатах поворотных точек границ участка и его площади), Законом о кадастре предусмотрена возможность уточнения площади земельного участка с соблюдением ряда требований:

  1. Уточнение возможно только в случае, когда кадастровые сведения о земельном участке не соответствуют нормативным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (п.3 ст.25 и п.4 ст.27 Закона о кадастре).
  2. Уточненная площадь земельного участка, не должна быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка (определяется нормативными Актами органов власти), или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади по документу (ч.1 п.5 ст.27 Закона о кадастре).
  3. Соблюдение процедуры согласования местоположения границ, установленной законом (ст.39 Закона о кадастре).
  4. Соблюдение требования п.9 ст.38 Закона о кадастре, согласно которому при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (графические материалы). В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет, позволяющие определить местоположение границ земельного участка (заборы).

Таким образом, если при подготовке Межевого плана кадастровый инженер, руководствуясь Вашими первичными документами и материалами, а также фактической ситуацией местоположения границ земельного участка определит, что площадь земельного участка подлежит уточнению, а Ваши соседи не будут иметь претензий к тому, как установлен забор по смежной границе и согласуют эту границу, то площадь Вашего фактически используемого участка может быть увеличена до 10% от площади по документу, без решения органов власти о предоставлении земли.

Других способов бесплатного увеличения площади земельных участков, кроме как уточнение ранее учтенных участков, действующим Законодательством не предусмотрено.

Земля в собственность в России

Частной собственностью в России считаются участки, которые выкуплены физлицами или организациями в законодательно установленном порядке.

Прирезок к участку по новому Земельному закону

Те землевладения, которые не являются собственностью граждан, организаций и муниципалитетов, принадлежат государству. К примеру, земля в коттеджных поселках – собственность компании-застройщика или выкупивших участки лиц, а собственность Ленинградской области – земля водного и лесного фондов, а также прочие участки, не передававшиеся в частную собственность.

Выкуп земли в собственность означает, что владелец участка может распоряжаться им по личному усмотрению, то есть может свободно реализовывать свои права на землю – продавать ее, дарить, передавать по наследству или оставлять в залог. При этом земля в собственность в России может продаваться только в том случае, если участок идентифицирован, то есть ему присвоен кадастровый номер.

Если вам необходима земля в собственность, Санкт-Петербург и Ленинградская область представляют собой один из наиболее благоприятных районов для вложения денежных средств. Главное – правильно оформить сделку.

Продажа земли в собственность

Продажа земли, находящейся в собственности физлиц и компаний, предполагает подписание договора купли-продажи и последующее оформление новым владельцем права собственности на участок. Продажа земли, находящейся в муниципальной собственности, выполняется на основании торгов. Для выкупа земли у органов местного самоуправления необходимо оставить заявку на участие в аукционе, где предлагается конкретное землевладение, либо самостоятельно инициировать проведение торгов относительно интересующего вас надела.

Продажа земли в собственность осуществляется частными лицами и организациями, а также муниципальными органами. Существует и упрощенный порядок приобретения земельных участков. Так, покупка земли в собственность может быть осуществлена по кадастровой стоимости без проведения торгов, если на участке присутствуют здания и сооружения. Собственники таких зданий и сооружений обладают преимущественным правом выкупа землевладения, в том числе, если участок был ранее взят в аренду или передан в бессрочное пользование. Также особый порядок выкупа установлен и для земель сельскохозяйственного назначения, арендуемых фермерами или предприятиями сельскохозяйственной отрасли.

Посмотреть участки от УК Северная долина

Один из наиболее распространенных способов распоряжения земельной недвижимостью – продажа земли. Частная собственность при этом передается во владение покупателю на основе соглашения купли-продажи по договорной стоимости. При этом стоит отметить, что продажа земли, находившейся в собственности менее 3 лет, подлежит налогообложению, причем налог платят как физлица, так и организации. Многие продавцы таких участков пытаются сэкономить на налогах, указывая в договоре заведомо заниженную сумму. Для покупателя это крайне невыгодная ситуация, поскольку в случае расторжения соглашения возврату будет подлежать только прописанная в нем сумма. Это следует учитывать при покупке земли, дабы не стать жертвой мошенничества.

Куплю землю в собственность

Многих российских граждан интересует вопрос о том, можно ли купить землю в собственность и как это реализовать на практике. Вариантов купить участок существует несколько. Вы можете подобрать подходящий участок среди множества предложений от частных лиц и компаний и заключить договор купли-продажи, оформив сделку в установленном порядке. В случае если вас заинтересовал участок, принадлежащий муниципалитету, и вы решили – куплю землю в собственность – обратитесь с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления, где вам либо разъяснят порядок приобретения надела, либо откажут в передаче земли на законных основаниях.

Читайте также

Читать все статьи

Межевание земельного участка

15.12.2014

Проводя разные операции с находящимся в собственности земельным участком его владельцу приходиться сталкиваться с такой задачей – межевание земельного участка. Это это за процедура и для чего она нужна?

Межевание – это комплекс действий, заключающихся в установлении или восстановлении и закреплении границ, определение площади и местоположения земельного участка. Юридическое оформление полученных результатов.

Читать подробнее

Земля в собственность в России

12.01.2016

Приобретение земельных участков в собственность.

Что необходимо знать для заключения сделки в России.

Насколько благоприятна Ленинградская область для вложения денежных средств?

Читать подробнее

Приватизация садового участка

24.10.2014

Под приватизацией земельных и садовых участков подразумевается процедура приобретение государственных земель в частную собственность. Законом закреплено положение в котором говориться о том, что владельцы объектов недвижимости, находящихся на государственных и муниципальных землях в обязательном порядке должны их приватизировать или взять в аренду у государства. Законом также оговаривается, что собственники таких земельных участков имеют преимущественные права на приватизацию.

Читать подробнее

Бесплатное получение земельных участков от государства по новому Земельному кодексу

14 мая 2015&nbsp&nbsp/&nbsp&nbspLegal alerts, Новости законодательства

Многих интересует, можно ли бесплатно получить в собственность земельный участок от государства, кто имеет право на такое получение и что для этого необходимо сделать. Кроме того, с вступлением в силу масштабных изменений в Земельный кодекс, введенных Федеральными законами от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ, N 224-ФЗ, от 29.12.2014 N 487-ФЗ, особенно актуальным стал вопрос: остались ли в новом Кодексе соответствующие положения, позволяющие гражданам реализовать свои права на бесплатное получение земли в определенных случаях. На этот, и некоторые другие вопросы, мы постараемся ответить в рамках настоящей статьи.

В новую редакцию Земельного кодекса введены статьи 39.5 «Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно» и 39.19. «Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно».

В соответствии с ними, право бесплатного получения в собственность земельного участка из государственных или муниципальных земель имеют, помимо прочего следующие категории лиц:

1. некоммерческие организации граждан, созданные для ведения садоводства и огородничества — в отношении участка земель общего пользования, образованного из ранее предоставленного данной организации земельного участка;

2. гражданин – по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет для ведения личного подсобного хозяйства (пп. 4 ст. 39.5, пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ), при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием.

3. гражданин – по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях на срок не более чем шесть лет при условии, что гражданин использовал земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по установленной законом специальности (пп. 5 ст. 39.5, пп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ). Перечень муниципальных образований и специальностей устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

4. гражданин в чьем фактическом пользовании находится земельный участок, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (п.4 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);

5. граждане, имеющие трех и более детей – в определенных законами субъектов РФ случаях.

При этом каждый субъект РФ устанавливает свои критерии признания семьи многодетной. Например, в г. Москве на основании ст. 2 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60, многодетной признается семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей, в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы, до достижения младшим из них возраста 16 лет, а учащимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — 18 лет.

Среди многодетных семей отдельно выделяются многодетные малообеспеченные семьи — это семьи, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной Правительством Москвы в расчете на душу населения.

Предоставление земельного участка в собственность бесплатно этим лицам осуществляется однократно, независимо от количества оснований, предусматривающих такое предоставление.

6. Граждане, которым такое право предоставлено иными федеральными законами и законами субъектов РФ.

К таким лицам относятся:

  • Ветераны ВОВ и участники горячих точек, а также члены их семей, утратившие трудоспособность. Здесь действует закон «О ветеранах», принятый в январе 1995 года. Данная категория льготников имеет право на бесплатное получение земельных участков не только под строительство жилья, но и под сады и огороды, а также на получение земель под сенокосы и пастбища.
  • Военнослужащие. Данная категория лиц может претендовать на бесплатные наделы по месту прохождения службы, при условии, что фактический срок контрактной службы составляет не менее десяти лет. Такими же правами наделены контрактные военнослужащие при увольнении в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или попавшие под сокращение штата, если срок выслуги минимум 15 лет. В этом случае военнослужащему предоставляется земельный надел по месту службы или по другому предпочтенному месту жительства.
  • Сотрудники ОВД, прослужившие более 15 лет. Льготное предоставление земельных участков также распространяется на сотрудников ОВД, перешедших на службу в уголовно-исполнительную систему.
  • Граждане, подвергшиеся радиоактивному облучению (Чернобыльская АС).
  • Герои труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, Герои Советского Союза и др.
  • В установленных законом случаях право на бесплатное получение земли также могут иметь граждане, поставленные на учет, как нуждающиеся; дети, потерявшие родителей (сироты), инвалиды, одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, работники бюджетной сферы, работающие по трудовому контракту, молодые специалисты, направленные по трудовому контракту работать в сельскую местность и др.

В общих чертах порядок действий по приватизации земельного участка можно описать следующим образом:

  1. Подготовка пакета документов для предоставления земельного участка (п. 1, п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ). В зависимости от оснований предоставления земельного участка, список необходимых документов может отличаться. Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
  2. Предоставление собранных документов в уполномоченный орган: в зависимости от того, находится ли испрашиваемый участок в государственной или муниципальной собственности, заявление нужно подавать в администрацию муниципального образования, орган государственной власти субъекта РФ или в территориальное управление Росимущества.
  3. Уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления. Принятое решение направляется заявителю (п. 7 ст.

    Порядок присоединения земельного участка к основному без проведения торгов

    39.15 ЗК РФ).

  4. Постановка приватизируемого участка на кадастровый учет: если земельный участок предстоит образовать или уточнить его границы, необходимо осуществить выполнение кадастровых работ в отношении участка (за счет заявителя), подготовку межевого дела, после чего участок можно будет поставить на кадастровый учет.
  5. Получение решения уполномоченного органа о предоставлении участка в собственность бесплатно: в соответствии с п. 16 ст. 39.15 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка.
  6. Регистрация права собственности заявителя на земельный участок.

Хотелось бы отметить, что на настоящий момент практика применения нового законодательного регулирования еще не сложилась, что не позволяет сделать однозначных выводов о том, как вышеуказанные процедуры применяются на практике.

Поскольку отдельные случаи предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно во многом урегулированы непосредственно законодательством субъектов РФ, каждый раз при рассмотрении конкретной ситуации необходимо уточнить, не имеется ли оснований для приватизации земельного участка данным лицом.

назад

Основные тонкости заключены в актах законодательства, так что, вам не составит труда их отыскать. Скачать образец заявления о регистрации права собственности на земельный участок можно здесь Мы рассмотрим необходимый для сдачи пакет документов и действия на примере общего случая. Итак, для прохождения регистрации, во-первых, соберите следующий пакет документов:

  • кадастровый паспорт;
  • документ, свидетельствующий о переходе к вам права собственности на объект;
  • передаточный акт;
  • удостоверение личности нового и прежнего хозяина (только нового, в случае, если собственностью владеют впервые);
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • заявление для прохождения регистрации.

Далее сдайте, собранный вами пакет документов в Росреестр, после чего ожидайте ответа ФРС в течение двух или более недель.

An error occurred.

Поэтому сразу узаконивайте все процедуры по межеванию, а потом передавайте все отмеченные данные в Росреестр. Без межевания регистрации Росреестру подлежат только лишь следующие участки земли:

  • если земельный участок предназначен для личного, подсобного хозяйства, садоводства или индивидуального гаражного или жилищного строительств;
  • если у вас в наличии есть документы, выданные вам ранее без необходимости межевания;
  • если право возникает у вас в случае переоформления права бессрочного пользования участком земли.

Однако, необходимо отметить, что данные основания выступает в качестве исключений только до 01.01.2018.

После указанной даты для осуществления дарения, продажи, обмена собственности, вы должны будете пройти межевание.

Закон о земельном кадастре с 1 января 2018 года

Жанна Александрова Юрисконсульт отдела правового обеспечения сделок с недвижимостьюООО Интерцессия специально для ГАРАНТ.РУ В июле 2015 года на смену действующему Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним был принят новый закон, который с 1 января 2017 года (за некоторыми исключениями) будет регулировать все процедуры регистрации недвижимости. Оправдают ли новые правила ожидания правообладателей, пока непонятно.

Рассмотрим основные нововведения Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости (далее – Закон № 218-ФЗ). Один за двоих В рамках нововведений будет создан единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который объединит в себе все сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (ГКН) и в едином государственном реестре прав (ЕГРП) (ст.

Регистрация земли

После получения ответа, получите выписку о записи из единого государственного реестра недвижимости в день, который вам назначат. В случае, когда регистрации должен подлежать не только земельный участок, но и имущество, находящееся на нем, после получения положительного ответа относительно регистрации земли, подайте документы для регистрации и имущества.

Перераспределение земельных участков — что нужно знать о прирезке к участку по закону в 2018 году

  • удостоверение личности;
  • выписка из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт или план;
  • декларация, заверенная у нотариуса по всем постройкам на земельном участке;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Это все, что вам необходимо знать о действиях по стандартной кадастровой регистрации. Как провести межевание земельного участка Наконец узнаем о процедуре межевания (о процедуре обозначения в кадастровой карте графически).

Новые изменения в законе о земельных участках 2018 года

С начала 2018 года для того, чтобы иметь возможность распоряжаться участком по собственному усмотрению, то бишь, продавать его, дарить, передавать по наследству, вы должны встать на учет в ЕГРН и, плюс ко всему, отметиться в кадастровой карте, то есть, осуществить так называемое межевание. Изменения в законе об ускоренном изъятии земельных участков Ни для кого не является большим секретом, что призвание средств массовой информации является раздувание даже, казалось, бы ничем не примечательной новости в масштабный апофеоз, который по факту представляет из себя всего лишь поправки в законодательстве, введение в силу которых продиктовано развитием общества.

Внимание

Информационные ресурсы, направленные на получение максимально возможных рейтингов, активно публикуют данные о лишении права собственности на участки земли. Главным образом, упоминая эту тему, СМИ указывают на 251-ый Закон 2015 года.

О новом законе о государственной регистрации недвижимости

Такой гражданин также обязан оформить указанный земельный участок, но в качестве основного документа ему разрешается предъявить любую бумагу (Свидетельство, Договор и пр.), подтверждающую право собственности на возведённое на участке строение. Если же владелец дома однажды подавал данные о нём в Единый государственный реестр недвижимости, предоставлять что-либо в ЕГРП ему не нужно.

Владельцам дачных хозяйств необходимо помнить, что земельное законодательство претерпевает серьёзные изменения, а права собственности гражданина сегодня требуют подтверждения с использованием официальных документов. Уже 1 января 2017 года чиновники получат на руки нормативную базу, которая позволит им изымать незарегистрированные в установленном порядке земельные участки.

Глава i. общие положения

Важно

С 1 января следующего года вступает в действие запрет на распоряжение земельными участками, по которым не определено местоположение границ. Владельцы земельных наделов, которые своевременно не сделают межевание участков, лишатся возможности продавать или дарить свои участки.

Инфо

При этом наличие права собственности не будет влиять на принцип действия данной нормы. Провести межевание обязаны также владельцы участков, которые поставили наделы на кадастровый учет до 2008 года (когда данная процедура была не обязательной).

После успешного прохождения процедуры межевания собственник надела получает кадастровую выписку. Согласно оценкам экспертов, более половины участков, которые находятся на кадастровом учете, остаются с неуточненными границами.

В том числе данная ситуация связана с упрощенной процедурой регистрации, зафиксированной в «дачной амнистии».

Собственники могут лишиться земельных участков с 1 января 2017 года

Однако, как нам известно, на дворе 2017 и 251-ый Закон утратил свою актуальность с появлением в прошлом году ФЗ под номером 361. Законодательство претерпело ряд изменений в категории права собственности на недвижимое имущество, как следствие, обновленный 361-ый ФЗ включает в себя нововведения в сфере экономики, в частности, институт кадастровой регистрации. Наиболее ярко выраженное обновление законодательства произошло на примере ФЗ под номером 221, принятый еще в далеком 2007 году и, определяющий государственный кадастр. Ряд изменений было введено в законную силу в содержание 218-ого ФЗ, который, на секундочку, регулирует процесс регистрации недвижимости документально. О том, какие изменения были внесены в вышеуказанное законодательство, рассмотрим далее.

Закон о регистрации земельных участков

После сдачи документов геодезическая компания приступает к составлению, непосредственно, самого плана межевания, который впоследствии сдается в кадастровую палату, которая после осуществления межевания предоставляет новый паспорт на участок. Перед обращением к геодезистам соберите пакет документов, состоящий из:

  • паспорта;
  • доверенности (при обращении в геодезическую компанию не собственника имущества, а его представителя);
  • правоустанавливающие документы, то есть, документы, подтверждающие переход права собственности от одного лица к другому;
  • кадастровый план или кадастровая выписка на земельный участок;
  • документы на имущество, дополнительно требующиеся для регистрации кадастром земельного участка или выписку из БТИ, в случае отсутствия имущества кроме земли.

Кадастровую выписку и паспорт закажите онлайн через официальный сайт Росреестра.

Закон о государственной регистрации земельного участка

С 1 января 2018 года вступают в действие очередные изменения, зафиксированные в законе о земельном кадастре. Собственникам земельных участков необходимо пройти процедуру оформления в ЕГРП.

В противном случае право собственности перейдет к местным властям, что чревато серьезными проблемами. Содержание

  • 1 Закон о земельном кадастре: нововведения с 1 января 2018 года
  • 2 Последствия для владельцев участков

Закон о земельном кадастре: нововведения с 1 января 2018 года Власти продолжают вносить изменения в правовое поле, направленные на упорядочение отношений в земельной сфере. Чиновники намерены минимизировать количество неузаконенных участков, что положительно отразится на налоговых поступлениях. Помимо легализации земельных наделов, власти планируют зафиксировать существующие границы участков, внося соответствующие изменение в государственный кадастр.

Добавить комментарий