Закон об опеке

Комментарий к Федеральному закону РФ от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве“

Комментарий к Федеральному закону РФ от 24.04.2008 N 48-ФЗ
“Об опеке и попечительстве“

На сегодняшний день отношения, касающиеся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных или не полностью дееспособных граждан, установлены различными законодательными актами, в частности Гражданским, Семейным и Жилищным кодексами РФ. Для повышения социальной защищенности данной категории граждан разработан Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве“ (далее — Закон N 48-ФЗ). В нем нашли свое отражение нормы, установленные прежде вышеназванными кодексами РФ, причем некоторые из них уточнены и изложены более детально.

Закон действует с 01.09.2008 и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 48-ФЗ, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу. При этом договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье, заключенные до 01.09.2008, продолжают действовать. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с комментируемым законом.

Общие положения

Сначала отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона N 48-ФЗ положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Далее рассмотрим используемые в Законе N 48-ФЗ основные понятия (ст. 2).

Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

При этом данной статьей определено, что гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство. При этом он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Однако совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.

При этом такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Подопечный — гражданин, в отношении которого установлена опека или попечительство.

Недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным ст. 29 ГК РФ. В соответствии с положениями данной статьи судом может быть признан недееспособным гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. В этом случае над ним устанавливается опека. В связи с этим сделки от его имени совершает его опекун.

Не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных ст. 21 и 27 ГК РФ), или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.

Обратимся к ст. 21 ГК РФ. Ею предусмотрено, что по достижении восемнадцатилетнего возраста у гражданина возникает гражданская дееспособность, то есть способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Однако гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме в случае, когда законом допускается его вступление в брак.

Кроме того, в соответствии со ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей, если он работает по трудовому договору (контракту) или занимается предпринимательской деятельностью. При отсутствии такого согласия соответствующее решение принимается судом.

Правовое регулирование, задачи и принципы деятельности по опеке
и попечительству

Отношения, возникшие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются ГК РФ, комментируемым законом, а также законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным к их ведению (ст. 3 Закона N 48-ФЗ).

Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются СК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права, а также законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным к их ведению и неурегулированным Законом N 48-ФЗ.

Обратите внимание: нормы, регулирующие вышеуказанные отношения и содержащиеся в законах субъектов РФ, не должны противоречить положениям Закона N 48-ФЗ.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ с целью организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется руководителями данных органов в соответствии с Законом N 48-ФЗ и Федеральным законом N 184-ФЗ*(1).

Кроме того, ст. 4 Закона N 48-ФЗ предусмотрены задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, а ст. 5 — его принципы.

Органы опеки и попечительства,

их задачи и полномочия

В соответствии со ст. 6 Закона N 48-ФЗ органы исполнительной власти субъектов РФ являются органами опеки и попечительства (далее — органы опеки), которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности при наличии у них соответствующего статуса.

Свою деятельность органы опеки осуществляют во взаимодействии с:

— другими органами исполнительной власти субъекта РФ;

— органами местного самоуправления;

— территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

— образовательными организациями;

— медицинскими организациями;

— организациями, оказывающими социальные услуги;

— иными организациями (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Перечисленные организации могут осуществлять некоторые полномочия органов опеки, а именно:

— выявлять лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

— подбирать и подготавливать граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством.

Контроль за деятельностью органов опеки, а также разработку методических материалов по вопросам их деятельности осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Статьей 7 Закона N 48-ФЗ предусмотрены основные задачи органов опеки (к примеру, надзор за деятельностью опекунов и попечителей), а ст. 8 определены их полномочия (в частности, установление опеки и попечительства).

Кроме того, в ст. 9 Закона N 48-ФЗ сформулированы обязанности органа опеки в случае перемены места жительства подопечного. Так, п. 1 данной статьи полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со ст. 35 ГК РФ, то есть в течение месяца с момента, когда органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином, по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

При перемене места жительства подопечного орган опеки, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного (п. 2). При этом полномочия органа опеки по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки со дня получения личного дела подопечного (п. 3).

Правовой статус опекунов и попечителей

Правовой статус опекунов и попечителей установлен гл. 3 Закона N 48-ФЗ, которая содержит положения, касающиеся:

— определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями (ст. 10);

— назначения опекунов и попечителей (ст. 11);

— предварительной опеки и попечительства (ст. 12);

— назначения опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан (ст. 13);

— установления опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства (ст. 14);

— наличия прав и обязанностей опекунов и попечителей (ст. 15);

— безвозмездного и возмездного исполнения обязанностей по опеке и попечительству (ст. 16).

Учитывая п. 2 ст. 1 Закона N 48-ФЗ, рассмотрим подробнее положения ст. 15 данной главы. Согласно п. 1 указанной статьи права и обязанности опекунов и попечителей определяются Гражданским и Семейным кодексами РФ, в частности ст. 36 ГК РФ и ст. 148.1 СК РФ.

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и выступают в защиту их прав и интересов в любых отношениях без специального полномочия (п. 2). Кроме того, попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 3 ст. 15).

Назначение опекуна или попечителя отражается в соответствующем акте либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства (п. 4 ст. 15). В них разрешено:

— указывать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе (например, запретить изменять место жительства подопечного);

— устанавливать обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

Кроме того, п. 6 ст. 15 установлен срок для извещения органа опеки в случае перемены места жительства подопечного — не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечного с прежнего места жительства.

Правовой режим имущества подопечных

Правовой режим имущества подопечных определен гл. 4 Закона N 48-ФЗ.

Данная глава, в свою очередь, содержит статьи, касающиеся:

— имущественных прав подопечных (ст. 17);

— охраны имущества подопечного (ст. 18);

— распоряжения имуществом подопечных (ст. 19);

— особенностей распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному (ст. 20);

— предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного (ст. 21);

— охраны имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности(ст. 22);

— доверительного управления имуществом подопечного (ст. 23).

Соблюдение имущественных прав подопечных контролируется органами опеки.

Ответственность опекунов, попечителей
и органов опеки и попечительства

Возвращаясь к п. 2 ст. 1 Закона N 48-ФЗ, отметим, что положения, касающиеся ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане (в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Предлагаем рассмотреть данную главу подробнее.

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей

В соответствии со ст. 24 Закона N 48-ФЗ органы опеки осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей путем проверки:

— условий жизни подопечных;

— соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных;

— обеспечения сохранности имущества подопечных;

— выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых ч. 4 ст. 15 настоящего закона.

В свою очередь, опекун или попечитель представляет не позднее 1 февраля в орган опеки ежегодный отчет в письменной форме о состоянии имущества подопечного (ст. 25 Закона N 48-ФЗ). Данный отчет должен содержать сведения о:

— состоянии имущества и месте его хранения;

— приобретении имущества взамен отчужденного;

— доходах, полученных от управления имуществом подопечного;

— расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Контроль за деятельностью органов опеки осуществляют органы и должностные лица, уполномоченные законодательством РФ и законами субъектов РФ (ст.

Закон «Об опеке и попечительстве»

27 Закона N 48-ФЗ).

Ответственность опекунов и попечителей

Опекуны несут ответственность по совершенным от имени подопечных сделкам, а также отвечают за причиненный по их вине личности или имуществу подопечного вред (ст. 26 Закона N 48-ФЗ).

В свою очередь, орган опеки при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей составляет об этом акт и предъявляет требование о возмещении причиненных подопечному убытков к опекуну и попечителю.

Кроме того, опекуны и попечители несут уголовную и административную ответственность за свои действия или бездействие (п. 4 ст. 26).

Ответственность органов опеки и попечительства

На органы опеки возложена ответственность по возмещению вреда, причиненного ими либо должностным лицом подопечному в результате незаконных действий или бездействия, в том числе в результате издания вышеуказанного акта, не соответствующего законодательству (ст. 28 Закона N 48-ФЗ).

Прекращение опеки и попечительства

Освобождение либо отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей осуществляется органом опеки. Основания для прекращения опеки и попечительства определены ст. 29 Закона N 48-ФЗ, а в ст. 30 рассмотрены последствия их прекращения.

Государственная поддержка опеки и попечительства

Статьей 31 Закона N 48-ФЗ за подопечными, опекунами и попечителями закреплено право на виды государственной поддержки, установленные для них законодательством РФ и субъектов РФ. При этом суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями ГК РФ и Законом N 48-ФЗ. В свою очередь, суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

В. Лахматова,

редактор журнала “Бюджетные организации:

акты и комментарии для бухгалтера“

“Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера“, N 6, июнь 2008 г.

————————————————————————-
*(1) Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.“

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"

48 Законов власти. Закон 22, 23, 24. Роберт Грин

Филимонов Алекс

ЗАКОН № 22
Используй тактику капитуляции.
Обрати слабости в силу.

Бывают моменты, когда Вы без сил,
А враг наседает бесстрашно.
Перчатку, что брошена не поднимай.
Забудется всё, что напрасно.
==================================
Лиши удовольствие видеть победу,
Раз карта сегодня тебе не легла.
Пусть враг торжествует, используй отдышку.
Тебя впереди ждут большие дела.
=================================
Ведь даже деревья гнутся под ветром,
Но буря прошла и вновь всё цветет.
А корни растут и станут ответом.
Такое бесчинство уже не пройдёт.
=================================

ЗАКОН №  23
Концентрируй свои силы.

Когда не ценишь ты врага.
Не веришь в его силы.
Легко добычей можно стать.
Ты на краю могилы.
==========================
Вступая в бой, сумей собрать
В один кулак все силы.
Пусть будет крепкой твоя рать.
Души сильны порывы.
==========================
Лишь тот, кто собран, не спесив,
Последователен в битве.
Врагов реально оценив,
Пройдёт по острой бритве.
===========================

ЗАКОН № 24
Поступай как истинный придворный.

Есть законы двора — продиктованы жизнью.
Применяйте в игре и Вам будет легко.
Это станет для Вас, просто светлой мыслью.
И тогда Вы продвинетесь в глубь далеко.
=========================================
Будь беспечным – спрячь все усилья.
Лести меру – всегда ощущай.
Выставлять себя сильно не нужно.
В то же время – не исчезай.
===========================================
Нужно знать с кем и где говоришь ты
Соответственно стиль подбирать.
Не неси в мир дурные вести.
Фамильярность стремись исключать.
===============================================
Босы критику очень не любят.
Одолжений у них не проси.
Вкус и юмор такое искусство.
На заметку себе их возьми.
=========================================
Научись включать свои чувства.
Нужно плакать- значит поплачь.
Духу времени – соответствуй.
Удовольствие всем доставляй.
===================================

© Copyright: Филимонов Алекс, 2011
Свидетельство о публикации №111091706557

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Филимонов Алекс

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Филимонов Алекс

Комментарий к Федеральному закону РФ от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве“

Комментарий к Федеральному закону РФ от 24.04.2008 N 48-ФЗ
“Об опеке и попечительстве“

На сегодняшний день отношения, касающиеся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных или не полностью дееспособных граждан, установлены различными законодательными актами, в частности Гражданским, Семейным и Жилищным кодексами РФ. Для повышения социальной защищенности данной категории граждан разработан Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве“ (далее — Закон N 48-ФЗ). В нем нашли свое отражение нормы, установленные прежде вышеназванными кодексами РФ, причем некоторые из них уточнены и изложены более детально.

Закон действует с 01.09.2008 и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 48-ФЗ, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу. При этом договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье, заключенные до 01.09.2008, продолжают действовать. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с комментируемым законом.

Общие положения

Сначала отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона N 48-ФЗ положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Далее рассмотрим используемые в Законе N 48-ФЗ основные понятия (ст. 2).

Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

При этом данной статьей определено, что гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Над ним устанавливается попечительство.

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 31.12.2017)

При этом он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Однако совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.

При этом такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Подопечный — гражданин, в отношении которого установлена опека или попечительство.

Недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным ст. 29 ГК РФ. В соответствии с положениями данной статьи судом может быть признан недееспособным гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. В этом случае над ним устанавливается опека. В связи с этим сделки от его имени совершает его опекун.

Не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных ст. 21 и 27 ГК РФ), или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ.

Обратимся к ст. 21 ГК РФ. Ею предусмотрено, что по достижении восемнадцатилетнего возраста у гражданина возникает гражданская дееспособность, то есть способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Однако гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме в случае, когда законом допускается его вступление в брак.

Кроме того, в соответствии со ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей, если он работает по трудовому договору (контракту) или занимается предпринимательской деятельностью. При отсутствии такого согласия соответствующее решение принимается судом.

Правовое регулирование, задачи и принципы деятельности по опеке
и попечительству

Отношения, возникшие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются ГК РФ, комментируемым законом, а также законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным к их ведению (ст. 3 Закона N 48-ФЗ).

Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются СК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права, а также законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным к их ведению и неурегулированным Законом N 48-ФЗ.

Обратите внимание: нормы, регулирующие вышеуказанные отношения и содержащиеся в законах субъектов РФ, не должны противоречить положениям Закона N 48-ФЗ.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ с целью организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется руководителями данных органов в соответствии с Законом N 48-ФЗ и Федеральным законом N 184-ФЗ*(1).

Кроме того, ст. 4 Закона N 48-ФЗ предусмотрены задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, а ст. 5 — его принципы.

Органы опеки и попечительства,

их задачи и полномочия

В соответствии со ст. 6 Закона N 48-ФЗ органы исполнительной власти субъектов РФ являются органами опеки и попечительства (далее — органы опеки), которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности при наличии у них соответствующего статуса.

Свою деятельность органы опеки осуществляют во взаимодействии с:

— другими органами исполнительной власти субъекта РФ;

— органами местного самоуправления;

— территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

— образовательными организациями;

— медицинскими организациями;

— организациями, оказывающими социальные услуги;

— иными организациями (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Перечисленные организации могут осуществлять некоторые полномочия органов опеки, а именно:

— выявлять лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

— подбирать и подготавливать граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством.

Контроль за деятельностью органов опеки, а также разработку методических материалов по вопросам их деятельности осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Статьей 7 Закона N 48-ФЗ предусмотрены основные задачи органов опеки (к примеру, надзор за деятельностью опекунов и попечителей), а ст. 8 определены их полномочия (в частности, установление опеки и попечительства).

Кроме того, в ст. 9 Закона N 48-ФЗ сформулированы обязанности органа опеки в случае перемены места жительства подопечного. Так, п. 1 данной статьи полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со ст. 35 ГК РФ, то есть в течение месяца с момента, когда органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином, по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве.

При перемене места жительства подопечного орган опеки, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного (п. 2). При этом полномочия органа опеки по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки со дня получения личного дела подопечного (п. 3).

Правовой статус опекунов и попечителей

Правовой статус опекунов и попечителей установлен гл. 3 Закона N 48-ФЗ, которая содержит положения, касающиеся:

— определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями (ст. 10);

— назначения опекунов и попечителей (ст. 11);

— предварительной опеки и попечительства (ст. 12);

— назначения опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан (ст. 13);

— установления опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства (ст. 14);

— наличия прав и обязанностей опекунов и попечителей (ст. 15);

— безвозмездного и возмездного исполнения обязанностей по опеке и попечительству (ст. 16).

Учитывая п. 2 ст. 1 Закона N 48-ФЗ, рассмотрим подробнее положения ст. 15 данной главы. Согласно п. 1 указанной статьи права и обязанности опекунов и попечителей определяются Гражданским и Семейным кодексами РФ, в частности ст. 36 ГК РФ и ст. 148.1 СК РФ.

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и выступают в защиту их прав и интересов в любых отношениях без специального полномочия (п. 2). Кроме того, попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 3 ст. 15).

Назначение опекуна или попечителя отражается в соответствующем акте либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства (п. 4 ст. 15). В них разрешено:

— указывать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе (например, запретить изменять место жительства подопечного);

— устанавливать обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

Кроме того, п. 6 ст. 15 установлен срок для извещения органа опеки в случае перемены места жительства подопечного — не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечного с прежнего места жительства.

Правовой режим имущества подопечных

Правовой режим имущества подопечных определен гл. 4 Закона N 48-ФЗ.

Данная глава, в свою очередь, содержит статьи, касающиеся:

— имущественных прав подопечных (ст. 17);

— охраны имущества подопечного (ст. 18);

— распоряжения имуществом подопечных (ст. 19);

— особенностей распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному (ст. 20);

— предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного (ст. 21);

— охраны имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности(ст. 22);

— доверительного управления имуществом подопечного (ст. 23).

Соблюдение имущественных прав подопечных контролируется органами опеки.

Ответственность опекунов, попечителей
и органов опеки и попечительства

Возвращаясь к п. 2 ст. 1 Закона N 48-ФЗ, отметим, что положения, касающиеся ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане (в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Предлагаем рассмотреть данную главу подробнее.

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей

В соответствии со ст. 24 Закона N 48-ФЗ органы опеки осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей путем проверки:

— условий жизни подопечных;

— соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных;

— обеспечения сохранности имущества подопечных;

— выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых ч. 4 ст. 15 настоящего закона.

В свою очередь, опекун или попечитель представляет не позднее 1 февраля в орган опеки ежегодный отчет в письменной форме о состоянии имущества подопечного (ст. 25 Закона N 48-ФЗ). Данный отчет должен содержать сведения о:

— состоянии имущества и месте его хранения;

— приобретении имущества взамен отчужденного;

— доходах, полученных от управления имуществом подопечного;

— расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Контроль за деятельностью органов опеки осуществляют органы и должностные лица, уполномоченные законодательством РФ и законами субъектов РФ (ст. 27 Закона N 48-ФЗ).

Ответственность опекунов и попечителей

Опекуны несут ответственность по совершенным от имени подопечных сделкам, а также отвечают за причиненный по их вине личности или имуществу подопечного вред (ст. 26 Закона N 48-ФЗ).

В свою очередь, орган опеки при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей составляет об этом акт и предъявляет требование о возмещении причиненных подопечному убытков к опекуну и попечителю.

Кроме того, опекуны и попечители несут уголовную и административную ответственность за свои действия или бездействие (п. 4 ст. 26).

Ответственность органов опеки и попечительства

На органы опеки возложена ответственность по возмещению вреда, причиненного ими либо должностным лицом подопечному в результате незаконных действий или бездействия, в том числе в результате издания вышеуказанного акта, не соответствующего законодательству (ст. 28 Закона N 48-ФЗ).

Прекращение опеки и попечительства

Освобождение либо отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей осуществляется органом опеки. Основания для прекращения опеки и попечительства определены ст. 29 Закона N 48-ФЗ, а в ст. 30 рассмотрены последствия их прекращения.

Государственная поддержка опеки и попечительства

Статьей 31 Закона N 48-ФЗ за подопечными, опекунами и попечителями закреплено право на виды государственной поддержки, установленные для них законодательством РФ и субъектов РФ. При этом суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями ГК РФ и Законом N 48-ФЗ. В свою очередь, суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

В. Лахматова,

редактор журнала “Бюджетные организации:

акты и комментарии для бухгалтера“

“Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера“, N 6, июнь 2008 г.

————————————————————————-
*(1) Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.“

Федеральные законы от 24.04.2008 N 48-фз "Об опеке и попечительстве" и от 24.04.2008 N 49-фз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об опеке и попечительстве"

Скачать (22 kb)

Федеральные законы от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее — Федеральный закон N 48-ФЗ) и от 24.04.2008 N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" (далее — Федеральный закон N 49-ФЗ) направлены на упорядочение и совершенствование норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства. Оба Федеральных закона вступают в силу с 1 сентября 2008 года.

   Опека и попечительство(..)

   В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 48-ФЗ под опекой понимается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими определенных действий.

   Органы опеки и попечительства(..)

   Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. При этом в акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства (ч. ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона N 48-ФЗ).

   Основными задачами органов опеки и попечительства являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 7 Федерального закона N 48-ФЗ).

   Опекуны и попечители(..)

   Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом РФ, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан — также Семейным кодексом РФ. В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя (ч. ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона N 48-ФЗ).

   Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 48-ФЗ).

   Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, а в отношении несовершеннолетних граждан — также в случаях, установленных Семейным кодексом РФ. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства (при наличии заслуживающих внимания обстоятельств — по месту жительства опекуна или попечителя), в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (ч. ч. 1, 2, 6 ст. 11 Федерального закона N 48-ФЗ).

   Предварительные опека и попечительство(..)

   В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве). Принятие акта о предварительных опеке или попечительстве допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни. При этом запроса сведений о личности опекуна или попечителя в органах внутренних дел, в медицинских организациях и т.п. не требуется (ч. ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона N 48-ФЗ).

   Назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению подопечного(..)

   Родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя (ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 48-ФЗ).

   Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства, вправе определить ребенку опекуна или попечителя на случай своей смерти (ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 48-ФЗ).

   Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина с указанием конкретного лица (ч. 3 ст. 13 Федерального закона N 48-ФЗ).

   Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства(..)

   Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье). Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством РФ. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов РФ устанавливаются законами субъектов РФ (ч. ч. 1, 2 ст. 14, ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 48-ФЗ).

   Изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ(..)

   Гражданский кодекс РФ дополнен положением, согласно которому к отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным ГК РФ, применяются положения Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации (пп. "б" п. 1 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ).

   Статья ГК РФ, устанавливающая требования к опекунам и попечителям, дополнена положением, в соответствии с которым не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (пп. "а" п. 4 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ).

   Изменена норма ГК РФ, устанавливающая возможность освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей по его просьбе, — теперь такое освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно вне зависимости от наличия уважительности причин (подп. "б" п. 6 ст.

Комментарий к Федеральному закону РФ от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве“

1 Федерального закона N 49-ФЗ). Конкретизированы положения ГК РФ, касающиеся установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами (п. 7 ст. 1 Федерального закона N 49-ФЗ).

   Изменения, внесенные в Семейный кодекс РФ(..)

   Семейный кодекс РФ дополнен новой главой "Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Уточнено правовое положение детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права и обязанности таких организаций. Предусмотрено право этих организаций осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. При этом временная передача детей не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней) (п. 23 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ).

   Конкретизированы положения ст. 145 Семейного кодекса РФ о порядке установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей. Установлено, что устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей (пп. "в" п. 14 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ).

   Семейный кодекс РФ также дополнен ст. 148.1, в которой закреплены права и обязанности опекуна или попечителя ребенка (п. 17 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ). Уточнены понятия "приемная семья" и "приемные родители" (п. п. 19, 20 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ). Вводятся новые статьи, регламентирующие содержание договора о приемной семье и порядок прекращения такого договора (п. 21 ст. 2 Федерального закона N 49-ФЗ).

   Документы, являющиеся героями текущего обзора — Федеральные законы от 24.04.2008 N 48-фз "Об опеке и попечительстве" и от 24.04.2008 N 49-фз "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об опеке и попечительстве", можно скачать.


(По материалам аналитического обзора, подготовленного компанией КонсультантПлюс )

| О фирме | КонсультантПлюс | Антивирусы | Заказ документов | Обзоры | Комментарии | Новости | E-mail | Советы | Полезные ссылки | Гостевая книга | Поиск по сайту |

ФЗ Об Опеке и Попечительстве
Статья 6. Органы опеки и попечительства

 1.

An error occurred.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. (В редакции Федерального закона от 18.07.2009 г. N 178-ФЗ)

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.



Статья 1…45678…32

Скачать бесплатно Федеральный Закон Об Опеке и Попечительстве ФЗ 48 от 24.04.2008

Добавить комментарий к ст.6 ФЗ Об Опеке и Попечительстве ФЗ 48 от 24.04.2008

Об опеке и попечительстве (с изменениями на 31 декабря 2017 года)

Федеральный закон от 11.04.2008 N 48-ФЗ Об опеке и попечительстве

Российская Федерация

Федеральный закон от 11.04.2008 N 48-ФЗ

ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ

Принят
Государственной Думой Федерального Собрания
11.04.2008

Одобрен
Советом Федерации Федерального Собрания
16.04.2008

* В редакции федерального закона от 18.07.2009 N 178-ФЗ.

Глава 1.Общие положения

Статья 1.

Сфера действия настоящего Федерального закона

1.Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2.Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статья 2.

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса;

3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса;

5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса ) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса.

Статья 3.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

1.Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

2.Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

3.Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

4.Структура исполнительных органов государственной власти субъекта в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта ) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов ».

5.Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 4.

Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

  • обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
  • защита прав и законных интересов подопечных;
  • обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
  • обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
  • обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Статья 5.

Основные принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
  • контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

Поделиться:  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *